- Получить прибыль 100 млн. руб.
- Открыть 500 магазинов.
- Стать лидером на рынке.
Что это — цели или просто пожелания? И чем управленческие цели отличаются от маниловских мечтаний?
Вопрос о том, какую роль играют цели в управлении и как их находить, совсем не прост. К примеру, Норберт Винер, впервые определивший управление как процесс, и положивший основу кибернетики – науки об управлении, поначалу вообще не включил цели в свою модель управления. В его модели присутствуют два элемента: управляющая система и управляемая система, соединенные прямой и обратной связью. Он понял свою ошибку незадолго до смерти, написав: раз нет цели, то, по-видимому, не может быть и управления.
А что значит «ставить цели», и что такое цели?
Когда Георгия Щедровицкого, выдающегося мыслителя, внесшего исключительный вклад в науку об управлении, спросили, что такое цели, он ответил: если бы я знал, то был бы Нобелевским лауреатом.
Но пока ученые разбираются с этим вопросом, нам, практикам-управленцам, нужно ставить цели и достигать их. Ведь мы знаем: нет целей – нет управления.
Мои знания о целях можно сформулировать несколькими тезисами.
- Цели организации – это результат согласия всех заинтересованных сторон (акционеров, менеджеров, сотрудников, клиентов, поставщиков и др.). Отсутствие согласия неизбежно отражается на здоровье организации.
- Цели организации – это не точка, а некоторое множество, «облако» целей, связанных между собой.
- Цели имеют определенный горизонт во времени. Из этого следует, что цели, относящиеся к разным периодам времени образуют вложенные друг в друга множества, наподобие матрешки. Организация должна иметь долгосрочные, (стратегические) цели, среднесрочные (тактические) и краткосрочные (оперативные).
- Между целями различных уровней существуют связи. Так цели оперативного уровня обеспечивают достижение среднесрочных и стратегических целей.
- Цели высшего уровня имеют горизонт, выходящий за пределы человеческой жизни и называются идеалом. Именно наличием таких целей определяется долговечность организации. Примером может служить церковь, несущая людям идеал совершенства и вечной жизни. Ведь, как известно, религиозные организации существуют тысячи лет. В корпоративной практике идеал выражается в форме миссии компании.
Создать полноценную, эффективно работающую систему управления компанией – это значит построить систему целей, обладающих описанными здесь свойствами.
Таким образом, пожелание собственника «достичь прибыли 100 млн. руб.» становится управленческой целью при наличии следующих условий.
- Эта цель связана с целями руководителей и сотрудников, которым понятны их выгоды от достижения этой цели. В противном случае у них нет заинтересованности зарабатывать прибыль для собственника.
- Должна быть обоснована принципиальная достижимость этой цели. Руководителям и сотрудникам компании должно быть понятно, каким способом будет достигнута эта цель: за счет повышения внутренней эффективности, за счет территориальной экспансии, за счет выпуска новых продуктов или какими-то другими способами. Фактически, вокруг финансовой цели образуется «облако целей», относящихся к действиям компании на рынке, развитию собственных компетенций, обеспечению необходимыми ресурсами. Только согласованное движение к этим целям может обеспечить достижение цели собственника.
- Определение целей должно быть подкреплено стратегическими, тактическими и оперативными планами компании. В отсутствии планов цели остаются только пожеланиями.
Ясно, что постановка целей компании — это задача, требующая комплексного подхода, и решать ее нужно на основе определенной методологии. Это методология «Русского Менеджмента»; мы даем ее в ходе персонального обучения и коучинга собственников и руководителей компаний
Автор: Александр Кочнев