Оценка миссии

Глава из книги "Как найти миссию компании"

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
211
ПРОСМОТРЫ

Разные люди могут оценивать миссию компании с различных позиций. Одни обращают внимание на краткость и выразительность, уделяя больше внимания эстетической стороне послания. Другие смотрят, насколько ясно определяет компания предмет своей деятельности. Третьи фокусируются на ценностях или иных свойствах компании, которые, по их мнению, должны быть отражены в миссии.

Нас не удовлетворяет неопределенность суждений вроде: «нравится – не нравится». Мы используем надежный, технологичный способ измерения качества текстов, описывающих предназначение организаций.

Сначала мы дали определение миссии, затем сформулировали требования к ее содержанию, и теперь, опираясь на эти достижения, перейдем к описанию критериев и методики оценки миссии.

Наш метод оценки предусматривает четыре критерия:

  • краткость и выразительность текста миссии;
  • ясность определения ценности того, что делает компания для общества;
  • уникальность – наличие отчетливых признаков, идентифицирующих компанию;
  • амбициозность – наличие вдохновляющей цели высшего уровня.

Миссия оценивается по каждому из этих критериев по 10-балльной шкале.

Заметим, что данная методика оценки предусмотрена только для краткой формулировки миссии. К ее развернутому описанию в принципе применимы те же критерии, кроме краткости.

Веса критериев различны:

  • краткость – 1;
  • ценность – 2;
  • уникальность – 3;
  • амбициозность – 4.

Наибольший вес присвоен критерию амбициозности, поскольку главное назначение миссии – указать высшую цель компании, ее идеал.

Уникальность также имеет высокий приоритет, поскольку миссия должна отчетливо идентифицировать компанию, показывая, кто такие «мы», в чем заключаются наши особенности.

Если сложить оценки миссии по всем критериям с учетом их весов, то максимально возможное число баллов равно 100.

Рассмотрим теперь технику применения этих критериев.

Оценка краткости и выразительности миссии

При оценке краткости и выразительности текста миссии можно ориентироваться на следующую шкалу:

От 10 до 8 баллов От 7 до 4 баллов От 3 до 0 баллов
 

Высший уровень: текст миссии краток, звучит выразительно и легко запоминается

 

Средний уровень: текст миссии перегружен, язык недостаточно выразителен; запомнить можно, прочитав несколько раз

 

Низший уровень: много слов – мало содержания; текст тяжело читать, невозможно запомнить без зубрежки

 

Оценку 0 мы используем лишь в крайних случаях, когда жалко ставить даже 1, понимая при этом, что фактически применяем 11-балльную шкалу.

Рассмотрим примеры оценок краткости и выразительности миссий некоторых компаний.

По этому критерию миссия компании «IKEA» получила высшую оценку наших экспертов – 10 баллов: «Мы стремимся изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей».

Здесь одной выразительной фразой сказано, какую важную для общества задачу решает эта компания.

Краткость и выразительность миссии компании

«IBM» оценена значительно ниже – 6 баллов: «Лидировать в изобретении, развитии и производстве информационных технологий, в том числе программного обеспечения, компьютеров, систем хранения информации и микроэлектроники. И помогать с помощью передовых технологий улучшать бизнес наших клиентов по всему миру».

Если спросить сотрудников «IBM» о миссии компании, то, вероятнее всего, лишь немногие смогут произнести это послание близко к тексту. Тем не менее оно передает значимый смысл, и в целом миссия выполняет коммуникативную функцию.

В качестве отрицательного примера приведем миссию компании «Federal express»: «„Federal express“ объединяет такие мощные компании, как „FedEx“, „RPS“,

„Viking Freight“, „FDX Global Logistics“ и „Robert Express“, предлагающие услуги по доставке почтовых отправлений на региональном, национальном и международном уровнях: быстрая, надежная, своевременная доставка почты, экспедиторские услуги, авиадоставка отправлений и грузов с жесткими сроками, курьерская доставка, в том числе в тот же день, отправка грузов при загрузке грузовиков меньше минимальной нормы на Западе США (LTL), интегрированные решения в информации и логистике. Объединяя эти разнообразные услуги в рамках единой компании, „FDX“ обеспечивает компаниям-партнерам конкурентное преимущество, предлагая проверенные решения на основе последних достижений технологии».

В этом тексте, в сущности, нет никакой миссии. Вместо нее дается описание услуг группы компаний. Его непросто прочитать и невозможно повторить по памяти. Этот текст оценен в 1 балл.

Оценка ценности, представленной в миссии

Важно еще раз подчеркнуть, что для определения ценности необходимо подняться над описанием продуктов и услуг компании и ответить на вопрос: какую общественную потребность мы удовлетворяем? Оценить описание ценности, создаваемой компанией для общества, поможет следующая шкала:

От 10 до 8 баллов От 7 до 4 баллов От 3 до 0 баллов
Высший Средний уровень: Низший уровень:
уровень: ценность определяется не Отсутствует или
миссия дает конкретно, общими фразами
конкретный  или перечисляются слабо выражено
ответ, в чем продукты и услуги компании определение
Состоит вместо той ценности, которая ценности; вместо
Значимость за ними стоит; или ценность  этого говорится
деятельности описывается расхожими о прибыли,
компании штампами вроде «высокое  дивидендах,
 для  качество», «отличный стоимости
общества сервис», «удовлетворение потребителей» компании и  т.п.

 

Хороший пример описания ценности  дает  миссия «Диснейленда» (10 баллов): «Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе».

Значительно слабее выглядит миссия компании

«Nestle» (4 балла): «Улучшить жизнь наших клиентов, предлагая им качественные продукты, изготовленные с помощью самых современных технологий».

Ценность здесь определена общей фразой. Об этом может заявить любая компания из пищевой отрасли и не только.

Полное отсутствие ценности демонстрирует миссия компании «Dean Foods», производящей молочные и соевые продукты (0 баллов): «Увеличивать капитализацию в долгосрочной перспективе в соответствии с законами той юрисдикции, в которой действует компания, и высокими этическими стандартами».

Разумеется, капитализация компании имеет важное значение для ее акционеров. Но ведь компания существует не только для них. И вновь здесь ставится телега впереди лошади: чтобы стоимость   компании росла, она должна делать что-то нужное людям. Вот об этом и следовало бы сообщить в заявлении о миссии, поскольку главная цель находится за пределами компании.

Оценка идентичности организации в ее миссии

Оценивая миссию по критерию уникальности, мы взвешиваем, насколько выразительно это послание идентифицирует компанию. Выражает ли миссия какую-то «особость» организации?

Для оценки уникальности будет полезна следующая шкала:

 

10 to 8 points 7 to 4 points 3 to 8 points
Высший уровень: Средний уровень: Низший
текст миссии отчетливо  идентичность уровень:
определяет идентичность  выражена безликая
компании, указывая слабо, нет ярких миссия,
на ее характерные признаков, не за что
особенности; это послание отражающих зацепиться
выразительно говорит о том,  кто такие «мы» особенности компании

Следующее заявление о миссии однозначно идентифицирует компанию «Otis Elevator», лидера в производстве лифтов (10 баллов): «Предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания».

Миссия «Sumsung» почти ничего не сообщает об отличительных особенностях этой несомненно выдающейся компании (4 балла): «Мы используем человеческие и технологические ресурсы компании для создания товаров и услуг превосходящего качества, осуществляя тем самым свой вклад в улучшение глобального состояния общества».

Единственная «зацепка» в этом послании – претензия на «превосходящее качество», что указывает на стремление к выдающимся результатам, хотя и не является чем-то уникальным в современном мире.

А вот пример совершенно невыразительной миссии, принадлежащей американскому банку «Sunbanks»

(1 балл): «Способствовать экономическому развитию и повышению благосостояния общества и предприятий, являющихся клиентами компании, за счет предоставления предприятиям и гражданам банковских услуг, соответствующих профессиональным нормам, достижению  и получению желаемой прибыли акционерами предприятия, хорошему отношению к работникам предприятия».

Вместо вдохновляющей цели дано краткое описание того, чем занимается любой из сотен тысяч банков мира. Какая уж тут уникальность!

Оценка амбициозности миссии

Стремление изменить мир, сделать его в чем- то лучше – это самое главное, что должна выражать миссия организации. Именно такого рода цели воодушевляют людей и служат долгосрочными ориентирами компаний, «построенных навечно».

Для оценки уровня амбиций, выраженных в миссии, мы используем следующую шкалу:

От 10 до 8 баллов От 7 до 4 баллов От 3 до 0 баллов
Высший уровень: Средний уровень: Низший
ясно определена стремление уровень:
значимая для общества компании к достижению миссия не
проблема или задача, чего-то значимого выражает
решению которой выражается общими стремления
посвящает себя словами вроде к
компания; миссия устанавливает «высокое качество», каким-либо
высокий «превосходный достижениям
уровень достижений компании сервис», «удовлетворение потребителей»

Примером амбициозного целеполагания может служить миссия компании «Microsoft» (10 баллов):

«Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение».

В конце 70-х годов прошлого века, когда компания только начинала свою деятельность, это была дерзкая цель. Впоследствии компания внесла изменения в формулировку миссии, поскольку первоначальная цель стала уже сбывшейся мечтой.

Один из лучших образцов в «средней категории» – миссия компании «Asics», производящей одежду для спорта (7 баллов): «Стать номером один для энтузиастов спорта. Для достижения этого мы обещаем производить лучший продукт, опираясь на наши технологические достижения, и раздвигать границы возможностей тела».

Формулировки миссии не слишком свежи: «номер один», «лучший продукт», но в ней есть амбиции и эмоциональный заряд.

Одна из наименее амбициозных миссий при- надлежит «Альфа-Банку» (1 балл): «„Альфа-Банк“ осуществляет все виды банковских операций, помогая Вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания».

Понятно только, что банк намерен заниматься тем, чем должен заниматься каждый банк. Только и всего. А что «Альфа-Банк» намерен изменить в окружающем мире? Миссия не сообщает о таких амбициях.

Как проводить оценку миссии?

Чтобы провести оценку миссии вашей компании, сформируйте группу экспертов численностью 5-10 человек. Если есть возможность привлечь к оценке большее число участников, то результат может быть более надежным за счет усреднения оценок на большой выборке. Желательно включить в группу не только сотрудников компании, но и внешних экспертов –  клиентов, поставщиков, партнеров.

Для проведения оценки соберите всех экспертов вместе и ознакомьте с обсуждаемой темой. Они должны понять, что такое миссия, что она должна содержать, каковы критерии ее оценки – все это изложено в нашей книге.

Ознакомьте экспертов с приведенными здесь текстами миссий некоторых компаний и предложите оценить их самостоятельно по каждому из четырех критериев. Обсудите с ними результаты оценки. Пусть каждый эксперт объяснит, почему он дал тот или иной балл. Этот обмен мнениями важен для выработки согласованных подходов к оценке.

Завершив обмен  мнениями,  можно  приступать к оценке миссии вашей компании. Для этого раздайте присутствующим оценочные листы и предложите оценить справедливость следующих утверждений.

Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по 10-балльной шкале (10 – полностью согласен; 0 – совсем не согласен).
Оцениваемое утверждение Оценка
Текст миссии краток и выразителен. Его без труда может запомнить и повторить каждый сотрудник компании
Текст миссии ясно определяет ценность, которую создает компания для общества, указывает, для чего она служит людям
Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по 10-балльной шкале (10 – полностью согласен; 0 – совсем не согласен).
Оцениваемое утверждение Оценка
Текст миссии характеризует компанию, как уникальную организацию, отражает ее особенности, определяет, кто такие «мы»
Текст миссии устанавливает дерзкую цель, говорит о том, что компания намерена изменить в окружающем мире

 

После того как все эксперты поставят свои баллы, соберите листки и сделайте подсчет итоговой оценки. Для этого сначала рассчитайте среднее значение  для каждого критерия, а затем сложите их, умножив на весовые коэффициенты. Получится усредненная оценка миссии в баллах, данная экспертной группой. Прежде чем выносить миссию на суд экспертов, полезно оценить ее в кругу тех, кто участвовал в ее создании. Это может быть рабочая группа или весь коллектив компании, если ее численность невелика. Такая оценка поможет взглянуть на текст миссии с нескольких точек зрения, соответствующих критериям оценки, чтобы затем внести необходимые коррективы.

Для уточнения внутренней оценки полезно использовать приведенную в приложении рейтинговую таблицу, содержащую миссии более 100 компаний. Каждая миссия оценена экспертами iTeam по четырем критериям. Вы можете использовать этот рейтинг для калибровки своей миссии.

Для этого найдите в  таблице  тексты,  оценка которых совпадает с вашей внутренней оценкой собственной миссии по какому-то определенному критерию, например, «ценность». Прочитайте тексты миссий в таблице и сравните, насколько лучше или хуже выражена эта категория по сравнению с вашей миссией. Возможно, после этого вы повысите или понизите оценку вашей миссии. Аналогичным образом  рассмотрите другие критерии.

Полную версию книгу “Как найти миссию компании” можно купить по ссылке.

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи