Стратегия – способ достижения наиболее выгодной позиции на рынке. Есть множество определений стратегии, но в данной статье за основу мы возьмем приведенное выше.
Созвучное понятие стратегии используется в военном деле – стратег стремится завоевать позицию, которая дает преимущество перед противником. В бизнесе смысл стратегии состоит в том, чтобы обеспечить компании преимущество, то есть выбрать сильную позицию, которая дает превосходство перед другими игроками.
Стратегию часто путают с целями и стратегическим планом. Чтобы избежать ошибочного восприятия необходимо привести единые определения.
Цель – это образ желаемого будущего.
Стратегический план – конкретные действия, которые нужно предпринять для выполнения стратегического замысла. Он представляет собой комплекс стратегических проектов, которые обеспечивают выполнение стратегии и ведут к исполнению цели. Таким образом, цель и стратегический план связанные понятия, но разные.
Например, предприниматель говорит, что хочет, чтобы его компания стала лидером и была лучшей на целевом рынке. Такое пожелание может ошибочно приниматься за стратегию. Но, по сути, оно является целью – образом желаемого будущего. В данном случае стратегия будет состоять в том, чтобы определить пути и способы достижения лидерства. Это может быть создание продуктов, отличающих компанию от конкурентов; улучшение характеристик продуктов; создание ассортимента, отличающегося от других компаний или предоставление сервиса, который будет выделять компанию на фоне конкурентов. Нужно конкретное описание путей достижения лидерства на рынке.
Правильно сформулированная и четко определенная стратегия включает позиционирование на рынке, то есть ключевые отличия компании от конкурентов для целевого рынка. Для этого необходимо определить целевой рынок и выделить преимущество, которое будет выгодно отличать компанию от конкурентов. Кроме того, необходимо правильно организовать деятельность компании для создания этого преимущества: определить важнейшие процессы, которые необходимо создать и запустить, определить направления реформирования структуры компании и другие подробности. Если проводить аналогию с военным делом, то нужно определить, как будут двигаться части, чтобы занять правильную позицию.
Также важно определить ключевые ресурсы, необходимые для достижения стратегии. Откуда возьмутся снаряды для достижения победы. Ключевыми ресурсами могут выступать материальные вещи, мотивация людей и прочее. Рассматривая всю совокупность ресурсов нужно определить их важность и необходимость создания. Это одна из задач стратегии.
После этого можно переходить к проектам – обозначить конкретные действия, установить сроки, определить ресурсы и задействованных людей. В результате появится стратегический план, который обеспечит реализацию стратегии. Так вкратце выглядит путь по построению стратегии.
Суть стратегии состоит в том, чтобы дать ответ на один вопрос: «Как именно компании усилить свои позиции относительно конкурентов?» Например, документ с описанием стратегии может быть объемным, с таблицами и диаграммами, с хорошим анализом ситуации и полезными рассуждениями, но не давать ответа на поставленный выше вопрос. В этом случае можно говорить о том, что стратегии нет. Это простой критерий, который позволит определить правильность формулировки стратегии.
Со стратегией связана дилемма – стратегия направлена на решение проблем или на реализацию возможностей? На эту тему идет много споров и написано множество публикаций. Одни авторы говорят, что вместо решения проблем, нужно искать возможности, поскольку именно в возможностях заложен основной потенциал стратегии. Другие считают, что без решения существующих проблем компания не сможет реализовать возможности.
Истина здесь кроется посередине – стратегия должна решать проблемы и находить способы реализации возможностей. Необходимо рассматривать совместно проблемы и возможности.
Существует множество аналитических инструментов для изучения проблем и возможностей и выработки решений на основе полученных данных.
Определение проблемы для построения стратегии
Существует большая категория собственников и руководителей компаний, которые не желают видеть проблему и даже обижаются, когда им говорят о проблемах. Их мнение сводится к тому, что у компании проблем нет, а есть только возможности. Они готовы признать лишь наличие временных трудностей. Такую позицию можно поставить под сомнение одним вопросом: «Как развивается ваша компания?». Для ответа на этот вопрос достаточно рассмотреть кривую показателей продаж во времени. Есть ли ежегодный прирост и каков он – рост в два раза, на 50%, на 20% и т.д. Здесь наглядно можно увидеть, что кривая продаж будет пологая и большого роста нет.
Руководитель компании может оправдывать такое положение дел условиями рынка, конкуренцией и прочими факторами. Но здесь следует четко понимать, что развитие компании остановилось или замедлилось под действием ограничений. И необходимо выяснить, какие ограничения препятствуют развитию. Если руководство компании не хочет их видеть, это не означает, что ограничений нет. В этом случае компания продолжит стагнацию.
Обязанность менеджмента понять и четко сформулировать какие ограничения действуют на конкретной части кривой развития. Для этого необходим анализ проблематики и понимание того, что привело к проблемам. Это могут быть внешние проблемы, связанные со спросом, с действиями конкурентов и прочим. Но чаще всего это внутренние проблемы компании, которые не дают расти и побеждать на рынке.
Здесь уместна цитата Ричарда Румельта, эксперта по стратегии и автора книги «Хорошая стратегия, плохая стратегия»: «Огромная часть работы над стратегией состоит в том, чтобы определить происходящее. И не просто решить, что в данном случае делать, а докопаться до фундаментальной проблемы, то есть до сути ситуации.»
Но даже если компания находится на подъеме этой кривой и идет ежегодный рост с достаточно высоким темпом, это не означает, что такая картина будет всегда и у компании нет стратегических проблем. В данный момент времени проблемы еще не появились, но они обязательно будут. На каком-то этапе рост остановится в силу внутренних или внешних ограничений. Здесь вопрос только в горизонте, который видит перед собой руководитель.
Некоторые руководители живут краткосрочными планами и видят только сегодняшний день. Пока не начнется обрушение, они не видят проблемы и считают, что нет повода для беспокойства. Такие люди начинают предпринимать какие-либо действия для решения проблемы только когда уже что-то случится.
Но есть и другие руководители – с долгосрочным видением – такими должны быть руководители серьезных компаний. Они способны предвидеть проблемы, которые появятся в долгосрочной перспективе – через год или даже через несколько лет. И работают с будущими ограничениями, чтобы избежать дальнейших проблем. Для выявления стратегических ограничений руководители детально изучают развитие текущей ситуации, для того чтобы представить последствия для компании и вовремя понять, что ограничивает рост компании.
Пример. В начале 2000-х годов компания занималась дистрибуцией электротехнических товаров. Компания показывала ежегодный рост очень высокими темпами, имела большой денежный поток. И в один момент своей деятельности руководство компании стало задумываться о стратегии. Поскольку они понимали, что их успешная работа на рынке не будет продолжаться долго. Есть внешние факторы, такие как подготовка России к вступлению в ВТО и как следствие появление сильных зарубежных конкурентов с серьезными ресурсами. Все это окажет непосредственное влияние на развитие компании. Для того, чтобы подготовиться к появлению сильных конкурентов компании нужны были стратегические решения и для этого они разрабатывали стратегию. То есть проблема еще не появилась, но руководство компании ее предвидит. Подготовиться к встрече с будущими трудностями – это разумное поведение серьезной компании. Это и есть работа с ограничениями и понимание их роли для стратегии.