Бизнес в кризис

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
582
ПРОСМОТРЫ

В эти тревожные дни я стараюсь поддерживать связь с нашими клиентами, чтобы понять, в каком положении находятся компании, что они предпринимают в сложившейся ситуации. Поделюсь моими наблюдениями.

На большинстве рынков в России наблюдается ажиотажный спрос, люди избавляются от рублей, которые сильно «подешевели». Покупают продукты питания, пластиковые окна, сельскохозяйственную технику, мебель, производственное и бытовое оборудование. Всем понятно, что всплеск продаж явление временное и за ним последует спад. Глубину спада оценить пока сложно, она будет различной для разных сегментов рынка.

Другая проблема связана с зарубежными поставщиками. В наиболее сложном положении оказались компании, чей бизнес связан с импортом товаров из Европы и США. Ряд партнеров полностью прекратили поставки в Россию, что означает коллапс бизнеса. Но есть зарубежные компании, которые не разрывают отношений с российскими партнерами и обещают поддержку в дальнейшем.

В целом можно сказать, что российские предприниматели и управленцы только начинают осознавать новую реальность. В связи с этим меня спрашивают, как выработать план действий в условиях «кризиса». Даю четыре практических совета.

  1. В какой бы ситуации вы ни находились, планирование нужно начинать с построения объективной картины происходящего и сценариев изменений внешней среды, в которой находится компания. Если вы до сего момента были «вне политики», то пора в нее окунуться, поскольку все, что происходит и будет происходить в экономике и в частной жизни людей, целиком и полностью определяется и будет определяться политикой российской власти. Мой сценарий я дам ниже, но никому его не навязываю, думайте сами.
  2. Исходя из сценария, который вам представляется наиболее вероятным, оцените, влияние внешней среды на вашу компанию: какими будут ключевые экономические параметры, каким будет спрос на ваши товары и услуги, как поведут себя партнеры и т.д. В наших условиях полезно иметь два сценария: умеренно пессимистический и критический (оптимистический можно сразу исключить). Критический сценарий должен предусматривать реализацию всех самых плохих предположений и выживание компании в наиболее неблагоприятных условиях. Это своего рода «ватерлиния» бизнеса, показывающая границы возможного, за которой наступает полный крах.
  3. На третьем этапе рассмотрите возможности, которые открывает для вашего бизнеса новая ситуация. Какие продукты и услуги вы можете предложить потребителям? Как наилучшим способом распорядиться имеющимися ресурсами и компетенциями?
  4. В завершение определите действия, которые необходимо предпринять в случае реализации каждого сценария: от каких направлений деятельности отказаться, какие ресурсы сократить или перенаправить на другие направления. Постройте финансовую модель для каждого сценария и следуйте выбранному пути, внимательно отслеживая изменения в политике и экономике. Ситуация будет меняться, необходимо быстро реагировать на изменения.

В заключение приведу мой сценарий событий. Поскольку я никогда не был «вне политики», то хорошо понимаю предпосылки и «логику» развития ситуации (если здесь можно говорить о логике). Опуская предпосылки, перейду сразу реалиям дня.

  1. Российская власть не сможет добиться целей, поставленных в «военной операции». Признать поражение она тоже не может. Это патовая ситуация. Значит будет затяжной, вероятно многолетний, период «ни мира, ни войны».
  2. Страны Запада постараются максимально изолировать Россию, она будет практически полностью исключена из мировой экономики и культуры.
  3. Экономика и общественная жизнь страны будут милитаризированы, ориентированы на противостояние «внешней угрозе».
  4. Российскому бизнесу нужно будет ориентироваться на внутренний рынок и удовлетворение нужд государства, прежде всего, в военной области.

В построении планов на будущее я исхожу из этого сценария, но у каждого предпринимателя своя «картина мира». Поэтому думайте, анализируйте, делайте выводы. Сейчас, как никогда, нужен системный подход к выработке решений и, конечно же, здравый смысл.

Теперь о главном на сегодня. Среди наших клиентов и слушателей учебных курсов более 20% граждан Украины. Все здравомыслящие люди в России воспринимают как трагедию то, что делает российская армия в Украине. Мы всем сердцем с вами и делаем все возможное, чтобы это остановить.

Желаю вам стойкости и мужества в это трудное время.

Похожие Статьи

Следующий

Комментарии 2

  1. Александр says:

    Добрый день, коллеги.
    Ветер с камнями подул . Мы можем активно рассуждать,что камни твёрдые, а вода мокрая, но усилиться этим сложно.

  2. Михаил says:

    Конфликт на Украине не принесет ничего хорошего никому – ни России, ни Украине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи