В эти тревожные дни я стараюсь поддерживать связь с нашими клиентами, чтобы понять, в каком положении находятся компании, что они предпринимают в сложившейся ситуации. Поделюсь моими наблюдениями.
На большинстве рынков в России наблюдается ажиотажный спрос, люди избавляются от рублей, которые сильно «подешевели». Покупают продукты питания, пластиковые окна, сельскохозяйственную технику, мебель, производственное и бытовое оборудование. Всем понятно, что всплеск продаж явление временное и за ним последует спад. Глубину спада оценить пока сложно, она будет различной для разных сегментов рынка.
Другая проблема связана с зарубежными поставщиками. В наиболее сложном положении оказались компании, чей бизнес связан с импортом товаров из Европы и США. Ряд партнеров полностью прекратили поставки в Россию, что означает коллапс бизнеса. Но есть зарубежные компании, которые не разрывают отношений с российскими партнерами и обещают поддержку в дальнейшем.
В целом можно сказать, что российские предприниматели и управленцы только начинают осознавать новую реальность. В связи с этим меня спрашивают, как выработать план действий в условиях «кризиса». Даю четыре практических совета.
- В какой бы ситуации вы ни находились, планирование нужно начинать с построения объективной картины происходящего и сценариев изменений внешней среды, в которой находится компания. Если вы до сего момента были «вне политики», то пора в нее окунуться, поскольку все, что происходит и будет происходить в экономике и в частной жизни людей, целиком и полностью определяется и будет определяться политикой российской власти. Мой сценарий я дам ниже, но никому его не навязываю, думайте сами.
- Исходя из сценария, который вам представляется наиболее вероятным, оцените, влияние внешней среды на вашу компанию: какими будут ключевые экономические параметры, каким будет спрос на ваши товары и услуги, как поведут себя партнеры и т.д. В наших условиях полезно иметь два сценария: умеренно пессимистический и критический (оптимистический можно сразу исключить). Критический сценарий должен предусматривать реализацию всех самых плохих предположений и выживание компании в наиболее неблагоприятных условиях. Это своего рода «ватерлиния» бизнеса, показывающая границы возможного, за которой наступает полный крах.
- На третьем этапе рассмотрите возможности, которые открывает для вашего бизнеса новая ситуация. Какие продукты и услуги вы можете предложить потребителям? Как наилучшим способом распорядиться имеющимися ресурсами и компетенциями?
- В завершение определите действия, которые необходимо предпринять в случае реализации каждого сценария: от каких направлений деятельности отказаться, какие ресурсы сократить или перенаправить на другие направления. Постройте финансовую модель для каждого сценария и следуйте выбранному пути, внимательно отслеживая изменения в политике и экономике. Ситуация будет меняться, необходимо быстро реагировать на изменения.
В заключение приведу мой сценарий событий. Поскольку я никогда не был «вне политики», то хорошо понимаю предпосылки и «логику» развития ситуации (если здесь можно говорить о логике). Опуская предпосылки, перейду сразу реалиям дня.
- Российская власть не сможет добиться целей, поставленных в «военной операции». Признать поражение она тоже не может. Это патовая ситуация. Значит будет затяжной, вероятно многолетний, период «ни мира, ни войны».
- Страны Запада постараются максимально изолировать Россию, она будет практически полностью исключена из мировой экономики и культуры.
- Экономика и общественная жизнь страны будут милитаризированы, ориентированы на противостояние «внешней угрозе».
- Российскому бизнесу нужно будет ориентироваться на внутренний рынок и удовлетворение нужд государства, прежде всего, в военной области.
В построении планов на будущее я исхожу из этого сценария, но у каждого предпринимателя своя «картина мира». Поэтому думайте, анализируйте, делайте выводы. Сейчас, как никогда, нужен системный подход к выработке решений и, конечно же, здравый смысл.
Теперь о главном на сегодня. Среди наших клиентов и слушателей учебных курсов более 20% граждан Украины. Все здравомыслящие люди в России воспринимают как трагедию то, что делает российская армия в Украине. Мы всем сердцем с вами и делаем все возможное, чтобы это остановить.
Желаю вам стойкости и мужества в это трудное время.
Добрый день, коллеги.
Ветер с камнями подул . Мы можем активно рассуждать,что камни твёрдые, а вода мокрая, но усилиться этим сложно.
Конфликт на Украине не принесет ничего хорошего никому — ни России, ни Украине.