В статье «Пример реального законченного мотивационного листа для продавца проектной компании» я привёл законченный мотивационный лист. Чтобы «картинка» была более полной, в данной статье приведу пример описания вакансии для поиска продавцов, согласно приведённому мотивационному листу.
«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».
Клод Адриан Гельвеций
Пример содержательного «жесткого» описания вакансии и его обоснование
Если мотивационный лист продуман, далее всё довольно просто. В примере описания вакансии и комментариях к нему приведу только содержательную часть описания вакансии. «8-и часовой рабочий день» и «бесплатный фитнес» в рамках данной статьи рассматривать не будем.
Приглашаем в команду Менеджера по продажам ИТ-проектов. Сфера — системная интеграция.
- Цель: тут же отсекаем непрофильных продавцов.
Уважаемые соискатели! Просим указывать в сопроводительном письме Ваших клиентов и проекты, по которым Вы готовы работать и добиваться результата.
- Цель: тут же отсекам просто «не продавцов». Реальные продавцы, как правило, всегда имеют потенциальных клиентов, а также текущие и потенциальные проекты.
Ваши задачи:
- Поиск и установление взаимоотношений с клиентами. Приоритетные отрасли: Телеком, Банки, ОПК, Транспорт.
- Говорим, кого мы ищем с точки зрения отраслевой направленности, то есть, какой опыт работы продавца в отраслях нужен работодателю. Если есть хороший опыт в отрасли «Траспорт» — резюме будет рассмотрено.
- Выполнение личного плана продаж. Без комментариев.
- Проведение переговоров с клиентами, презентация компании и продуктового портфеля — совместно с куратором направления продаж и службой пресейл.
- Говорим, что компания проповедует командный стиль работы, и продавцы получат пресейл-поддержку. Иначе, вакансия будет звучать так: «Вы несите проекты, а мы посмотрим!».
- Подготовка и согласование ТКП. Совместно со службой пресейл.
- Согласование контрактов и контроль выполнения обязательств.
- Послепродажная поддержка и построение долговременных отношений с клиентами.
- Участие совместно с бизнес-лидерами в формировании и реализации стратегии продвижения продуктовой линейки компании.
Формируем не материальную мотивацию. Многие продавцы, которые в компаниях предоставлены «сами себе», наверняка, захотят предложить свои услуги более комфортной компании. При этом мы не «вешаем» на продавца и разработку стратегии и разработку продуктовой линейки и всё прочее, что просто не реально.
Наши требования:
- Высшее образование.
- Наличие текущего успешного опыта продаж решений в области системной интеграции за предыдущие 6 месяцев — наличие подписанных контрактов. Это — первое обязательное условие для сотрудничества.
Четко отсекаем «не продавцов» (описание вакансии жёсткое). Говорим: «Нет продаж — не нужно слать резюме и тратить наше время!».
- Наличие текущего портфеля проектов. Наличие реальных контактов (описание вакансии жёсткое). Это — второе обязательное условие для сотрудничества.
Немного усиливаем свои требования. Есть наработанные текущие клиенты и проекты — милости просим. Впрочем, однозначно, многие кандидаты «пропустят» этот пункт. Но мы, таким образом, с одной стороны, уточняем свои требования, с другой стороны, оставляем поле для маневра: нет текущих клиентов и проектов — наработайте и приходите!
- Наличие знаний отдельных ИТ-решений в области системной интеграции (сети и системы связи, в том числе решения для отрасли «Телеком», центры обработки данных, ситуационные центры, решения по тематикам «Безопасный город» и «Умный город»), достаточных для продвижения этих решений.
Говорим, что жестких требований к техническим знаниям нет, так как, сейчас компании нужны новые клиенты любой ценой, то есть, в первую очередь, — продавцы со связями и контактами, а не супер технически подготовленные продавцы.
Наши ожидания (то, что мы ожидаем увидеть на собеседовании с кандидатами):
- Высокий интерес к профессии продавца и огромное желание повышать свои компетенции в продажах.
Снова отсекаем «не продавцов».
- Разработка совместно с куратором направления продаж оперативных планов работы, плотное взаимодействие для реализации этих планов.
Готовность продавцов работать в команде (если это нужно компании). Часто это просто необходимо, хотя бы, для того, чтобы не «получить» абсолютно «самостоятельных» продавцов не высокой квалификации. Результат обычно такой: «Я сам!» и… продаж нет. Вместо того, чтобы обратиться за помощью к КД, так как, своих компетенций для заключения сделки (особенно крупной!) не хватает.
- Энергичность, нацеленность на достижение высокого результата в продажах, ответственность, коммуникативная компетентность, поведенческая корректность, коммуникабельность.
Это то, что нужно, так или иначе, указывать. Это – то, что должно соответствовать корпоративной культуре компании. Это уже — менеджерский уровень. И он очень важен!
Условия:
- Уровень дохода от 225 тыс. руб. ЗП (Fix) = 90 000 руб.
- Работодатель прямо и честно говорит о своих ожиданиях: сегодня готовы платить такой-то Fix, общий доход также обозначен. При этом в описании вакансии «сверх требований» нет, значит, работодатель ищет продавца среднего уровня и на среднерыночных условиях.
- Прямое подчинение Коммерческому директору.
- Полная занятость, полный день.
Мы предлагаем (не материальная мотивация и что реально предлагает работодатель):
- Интересную работу в команде.
Если это, действительно, так.
- Обучение всем инструментам продаж, как внутри компании, так и посредством внешнего обучения (обучение на тренингах).
Работодатель говорит, что готов вкладываться в новых сотрудников. Это — важно!
- Ясные и понятные условия работы согласно мотивационному листу, который согласовывается до выхода на работу.
Работодатель показывает уровень зрелости компании. Это — важно!
- Прозрачную схему профессионального и карьерного роста.
Если есть сильный кандидат и если в компании есть схема карьерного роста, сильный продавец вполне может сделать карьеру (в хорошем смысле слова).
В чём суть такого подхода? Во-первых, «жесткий вариант» описания вакансии «отберет» тех продавцов, которым интересна компания, и которой они будут лояльны. Во-вторых, «жесткий вариант» может служить тестом для рынка кандидатов, и несколько позже его можно делать всё «мягче» и «мягче». Это лучше, чем «вывесить» Fix в 150 000 руб. и получить «на вход» десятки резюме, из которых 95% будут «не те, что нужно».
Если Вы не захотите проводить изменения, я гарантирую, что найдется кто-то, кто сделает это за Вас. Джек Уэлч
Заключение
Совершенно очевидно, что компания учитывает (и указывает!) в мотивационном листе и описании вакансии элементы своей стратегии развития — в каких отраслях планирует наращивать своё присутствие и как планирует развивать свою продуктовую линейку. При этом привлекает к развитию своей продуктовой линейки продавцов, которые работают «в поле», и видят реальные потребности рынка и своих клиентов, а также решения конкурентов.
Логика проста:
- Профиль компании даёт профиль продавца. Детали дают детальный профиль продавца.
- Описание вакансии основано на разработанном ранее мотивационном листе, чтобы не возникла ситуация: «А какой мотивационный лист должен быть?».
- Направляемый Job Offer в точности будет соответствовать описанию вакансии. Без сюрпризов.
Все три документа: описание вакансии, мотивационный лист и Job Offer вполне можно обсудить на собеседовании. Не обязательно во всех деталях, но ясно и содержательно. Тогда сюрпризов для кандидатов точно не будет.
«Генералы-победители обычно строят военные планы, которые будут работать независимо от того, что делает враг. Это суть хорошей стратегии». Джек Траут
«Горы» резюме, бесконечные собеседования, неоправданные ожидания, разочарование, масса потраченных сил, энергии, времени, денег и… результат = 0. Точнее =-1. Так как время и деньги потрачены, а результата нет. Подобные примеры действительно хороши но только в поле менее крупных городах