Управленческий учет есть в любой организации и начало ему положено основателем компании с момента ее рождения. К примеру, учредитель компании начинает вести записи о расходах на регистрацию компании, запуск сайта, аренду, коммунальные услуги, закупку офисной мебели, компьютеров, хозяйственные нужды и т.д. Тем самым он ведет учет расходов. Далее появляется операционная деятельность, которая влечет за собой учет клиентов, приходно-расходные операции, взаиморасчеты, запасы. Это тоже учет…
Любой учет это, прежде всего фиксация и отображение информации о совершенных действиях (приход, расход денежных средств, товаров, запасов, материальных ценностей, дебиторская и кредиторская задолженность и т.д.). На основании данной информации анализируется состояние активов, и принимаются решения. Трудно представить, что управлять финансовыми потоками можно без учета внутренних и внешних факторов влияния на организацию. Давайте вспомним, на какие вопросы мы отвечаем при производстве взаиморасчетов:
- какими средствами мы располагаем;
- когда, кому нужно платить и сколько,
- в каком порядке (расстановка приоритетов), за что;
- по каким основаниям;
- какие прогнозы поступления денежных средств, от кого;
- что делать в условиях дефицита средств (кассового разрыва);
- как распорядиться свободными остатками (накопленной прибылью) и т.д.
Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда владелец компании принимает решения, основываясь на своих представлениях о том, как надо вести бизнес. Ведь он все держит под контролем, все знает (что было, есть и как будет). Он «в рынке». И бизнес чувствует «кончиками пальцев». В условиях маленького бизнеса это возможно. Но в условиях накопления капитала, когда компания развивается (растет оборот, ассортимент, уровень запасов, клиентская база, количество поставщиков, число сотрудников и подразделений…) есть угрозы: развивать менее рентабельные направления, наращивать неконтролируемые расходы, провоцировать хищения,… Руководитель теряет способность эффективно управлять компанией из-за отсутствия доступа к иначе организованной, чем ранее информации.
Правильно организованный управленческий учет позволяет менеджерам принимать эффективные решения не только на основе статистических данных и нефинансовой информации (что явно недостаточно), но и учитывая динамику изменений предмета учета.
Целью управленческого учета является снабжение менеджеров всех уровней информацией, позволяющей принимать оптимальные решения и эффективно управлять компанией.
Основными задачами управленческого учета являются:
- планирование;
- учет движения активов;
- контроль.
На задачах остановлюсь чуть подробнее.
Планирование – определение порядка действий и постановка целей на будущий период. В его основе лежит анализ прошлой нефинансовой и финансовой информации. В системе бухгалтерского учета фиксируется и обрабатывается вся финансовая информация. Детализированное планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным.
Учет активов (доходов и расходов, калькуляция себестоимости…) это процесс, включающий сбор всей информации, относящейся к затратам и доходам. Для правильной организации учета затрат огромное значение имеет научно обоснованная классификация затрат или агрегация.
Система контроля, как инструмент управления — мониторинг исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от плановых, а также анализ этих отклонений.
В конечном счете, управленческий учет, как продукт процесса сбора, обработки и интерпретации информации, является инструментом принятия всех управленческих решений и именно он делает их эффективными.
Так что же на самом деле дает управленческий учет руководителю компании:
- Прозрачность всех доходов компании
- Учет и классификацию всех расходов
- Эффективное управление запасами
- Управление себестоимостью товаров и услуг
- Управление рентабельностью продаж
- Планирование деятельности компании, подразделения, сотрудников
- Контроль над расходами и доходами (план/факт/отклонения)
- Анализ отклонений и их обоснование
- Управление финансовыми потоками
- Управление видами деятельности организации
- Делегирование ответственности и полномочий сотрудникам
- Разработку ключевых показателей эффективности и других целевых показателей
- Управление системой мотивации сотрудников
- Проведение программ лояльности для потребителей (клиентов)
- Оценку эффективности маркетинговых мероприятий
- Оптимизацию бизнес-процессов
- Оценку производительности труда
- Внедрение систем контроля качества
- Рост стоимости бизнеса
- Инвестиционную привлекательность
- Возможность привлечения кредитных ресурсов
Все это и есть элементы повышения эффективности бизнеса, через получение и правильное представление информации, отражающейся в бухгалтерском учете. Управленческий учет не является статичным. Как процесс он находится в постоянном развитии. Методы сбора и обработки информации основываются на разных платформах и программных продуктах. Практически вся информация должна обрабатываться автоматически и занимать минимум времени на подготовку. А сотрудникам нужно знать возможности системы и умело пользоваться доступной информацией в своей операционной деятельности при подготовке решений.
И в заключении:
Не пренебрегайте важностью управленческого учета.
Недооценка степени важности управленческого учета ведет к убыткам или упущенной прибыли.
Затраты на внедрение управленческого учета несоизмеримо малы по отношению к упущенной прибыли компании.
Мы полагаем, что учет в нашей компании отвечает всем требованиям до тех пор, пока не познакомимся с тем, каким он может быть. Поверьте, над этим стоит поразмыслить.
Автор: В. Коваленко
Источник: материалы сайта kvatrum.su