Понедельник, 19 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Без рубрики

Система управления денежными потоками предприятия

Консалтинговая компания iTeam Консалтинговая компания iTeam
03.09.2021
в рубрике Без рубрики, Управление финансами
0
Система управления денежными потоками предприятия
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
2
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Система управления потоками денежных средств охватывает управление: 

  • товарно-материальными запасами, 
  • внеоборотными активами, 
  • дебиторской и кредиторской задолженностью, 
  • собственным капиталом, 
  • кредитами банка.

Система управления денежными потоками на предприятии представляет собой совокупность методов, инструментов и специфических приемов целенаправленного, непрерывного воздействия со стороны финансовой службы предприятия на движение денежных средств для достижения поставленной цели.

Объектом управления в рассматриваемой системе являются денежные потоки предприятия, связанные с осуществлением различных хозяйственных и финансовых операций, а субъектом управления выступает финансовая служба, состав и численность которой зависит от размера, структуры предприятия, количества операций, направлений деятельности и других факторов:

  1. В малых предприятиях главный бухгалтер часто совмещает функции начальника финансового и планового отделов.
  2. В средних — выделяются бухгалтерия, отдел финансового планирования и оперативного управления.
  3. В крупных компаниях структура финансовой службы существенно расширяется — под общим руководством финансового директора находятся бухгалтерия, отделы финансового планирования и оперативного управления, а также аналитический отдел, отдел ценных бумаг и валют.

К элементам системы управления денежными потоками относятся финансовые методы и инструменты, нормативно-правовое, информационное и программное обеспечения:

  • среди финансовых методов, оказывающих непосредственное воздействие динамику и структуру денежных потоков предприятия, можно выделить систему расчетов с дебиторами и кредиторами; взаимоотношения с учредителями (акционерами), контрагентами, государственными органами; кредитование; финансирование; фондообразование; инвестирование; страхование; налогообложение; факторинг и др.
  • финансовые инструменты объединяют деньги, кредиты, налоги, формы расчетов, инвестиции, цены, векселя и другие инструменты фондового рынка, нормы амортизации, дивиденды, депозиты и прочие инструменты, состав которых определяется особенностями организации финансов на предприятии.
  • нормативно-правовое обеспечение предприятия состоит из системы государственных законодательно-нормативных актов, установленных норм и нормативов, устава хозяйствующего субъекта, внутренних приказов и распоряжений, договорной базы.
  • в современных условиях необходимым условием успеха бизнеса является своевременное получение информации и оперативное реагирование на нее, поэтому важным элементом управления денежными потоками предприятия является внутрифирменная информация.
  • использование прикладных бухгалтерских программ обеспечивает финансового менеджера учетной и часто аналитической информацией, поэтому к выбору таких программ нужно подходить осторожно, выбирая такой программный продукт, который наиболее полно удовлетворял бы требованиям надежности, достоверности и прозрачности информации, гибкости в настройках под особенности бизнеса предприятия, а также соответствовал бы действующему законодательству.

Составляющими управления денежными потоками являются:

  • учет движения денежных средств.
  • анализ потоков денежной наличности.
  • составление бюджета движения денежных средств.
  • контроль за использованием бюджета движения денежных средств.

Процесс управления денежными потоками предприятия охватывает основные направления его деятельности, включая управление собственным и заемным капиталом, оборотными и внеоборотными активами. Перед тем как приступить к осуществлению процесса управления денежными потоками необходимо изучение факторов, оказывающих влияние на их объемы и характер формирования во времени. Данные факторы делятся на внутренние и внешние.

В системе внешних факторов основное значение имеют следующие:

  1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение этой конъюнктуры вызывает увеличение или уменьшение основной составляющей притока денежных средств предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. В случае повышения конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, происходит рост объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. Спад конъюнктуры, напротив, приводит к «спазму ликвидности», характеризующему вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
  2. Конъюнктура фондового рынка. Существуют 3 формы влияния этого фактора на формирование денежного потока. Во-первых, характер конъюнктуры этого рынка определяет возможности формирования денежных потоков путем эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) предприятия. Во-вторых, конъюнктура фондового рынка оказывает влияние на возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, образовавшегося за счет несоответствия объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. И, в-третьих, конъюнктура фондового рынка оказывает влияние на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.
  3. Система налогообложения предприятий. Налоговые платежи занимают большую долю объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. В связи с этим любые изменения в налоговой системе, такие как появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т. п., ведут к соответствующим изменениям в объеме и характере оттока денежных средств предприятия.
  4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика устанавливает порядок приобретения продукции — на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставления коммерческого кредита). В результате действия этого фактора происходит как приток (при реализации продукции), так и отток (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п.) денежных средств предприятия во времени.
  5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. В зависимости от характера расчетных операций изменяется время формирования денежных потоков: наличный расчет ускоряет осуществление этих потоков, а расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами, напротив, эти потоки замедляют.
  6. Доступность финансового кредита. Она, прежде всего, зависит от сложившейся конъюнктуры кредитного рынка (в связи с этим данный фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). Конъюнктура этого рынка влияет на объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а, следовательно, и на возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как притоков денежных средств — при получении финансового кредита, так и оттоков — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
  7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Ее имеют, как правило, государственные предприятия различного уровня подчинения. Благодаря данному фактору формируется определенный дополнительный объем положительного денежного потока, и при этом не происходит отток денежных средств в соответствующем объеме. Это способствует росту суммы чистого денежного потока предприятия.

В системе внутренних факторов основное значение имеют следующие:

  1. Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях этого цикла формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования притока денежных средств и направлений использования оттока денежных средств).
  2. Продолжительность операционного цикла. Данный фактор характеризуется следующей зависимостью. Чем короче продолжительность указанного цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и, следовательно, тем больше объем и выше интенсивность как притока, так и оттока денежных средств предприятия.
  3. Сезонность производства и реализации продукции. Исходя из источников возникновения данного фактора (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) можно было бы его назвать внешним, однако технологический прогресс дает возможность предприятию непосредственно воздействовать на интенсивность его проявления. Рассматриваемый фактор существенно влияет на формирование денежных потоков предприятия во времени, определяя ликвидность этих потоков в течение отдельных промежутков времени.
  4. Неотложность инвестиционных программ. В зависимости от ее степени определяется потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока при одновременном увеличении необходимости формирования положительного денежного потока. Данный фактор значительно влияет как на объемы денежных потоков предприятия, так и на характер их протекания во времени.
  5. Амортизационная политика предприятия. В зависимости от используемых предприятием методов амортизации основных средств, а также сроков амортизации нематериальных активов меняется интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. Это приводит к ошибочному мнению, что амортизационные потоки не связаны с денежными. К тому же, амортизационные потоки — их объем и интенсивность, — являясь самостоятельным элементом формирования цены продукции, значительно влияют на объем положительного денежного потока предприятия в составе главной его составляющей — поступлении денежных средств от реализации продукции. Амортизационная политика предприятия влияет на формирование его чистого денежного потока.
  6. Коэффициент операционного левериджа. От данного фактора зависят пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.

Таким образом, при построении системы управления денежными потоками предприятия необходимо учитывать основные факторы, оказывающие влияние на движение денежных средств. Среди этих факторов различают внешние и внутренние. Их учет дает возможность значительно повысить эффективность политики предприятия по оптимизации денежных потоков.

Источник: материалы сайта moluch.ru

Метки: денежный потокУправлениеуправление финансамиФинансы
Предыдущий

Стратегия развития бизнеса: 5 критериев успеха

Следующий

Процессное управление: в чем сила?

Похожие Статьи

Управление изменениями: инженерный подход
Без рубрики

Управление изменениями: инженерный подход

29.08.2024
Финансовое планирование и разработка бюджета доходов и расходов
Без рубрики

Финансовое планирование и разработка бюджета доходов и расходов

26.07.2024
Как создать систему KPI
Без рубрики

Как создать систему KPI

14.06.2024
Следующий
Процессное управление: в чем сила?

Процессное управление: в чем сила?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!