Роль профессиональных оценщиков в экономической деятельности велика. Во всех странах с рыночной экономикой существует огромная потребность в независимой оценке, включая, переоценку активов для приведения бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами, определение залоговой стоимости имущества, оценку нефинансового вклада инвестора в уставной капитал предприятия. Однако оценка бизнеса является особой дисциплиной, требующей от специалиста глубоких знаний в области стратегического менеджмента, способностей к анализу наряду с финансовой отчетностью и неколичественной информации, характеризующей эффективность избранной предприятием стратегии и его способность эту стратегию успешно реализовать.
Построить финансовую модель предприятия с использованием современных программных продуктов не представляет никакой сложности. Более того, такая модель в мельчайших деталях может отображать реальные финансовые операции предприятия и формировать прогнозы на различные периоды времени. Построив такую модель, без особых сложностей можно рассчитать текущую стоимость бизнеса, как методом свободного денежного потока, так и методом дисконтированных дивидендов. Таким образом, если финансовый аналитик располагает необходимыми инструментами, то ему только потребуются корректные исходные данные. Именно в корректности исходных данных и кроется проблема. В части производственных затрат и иных издержек такие данные могут быть представлены предприятием с достаточно высокой степенью достоверности.
Наибольшую проблему представляет неопределенная информация, а именно данные о планируемых объемах продаж предприятия. Безусловно, можно использовать сценарный подход, однако степень неопределенности информации обусловлена наличием множества внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на реальные объемы продаж предприятия. При этом многие ключевые факторы имеют неколичественную, а качественную природу.
Среди финансовых аналитиков, профессионально занятых в области оценки бизнеса, получил широкое распространение термин «измерение стратегического потенциала компании». Из результатов некоторых исследований следует, что 35% инвестиционных решений принимается вообще без использования финансовых данных. Это означает, что аналитик должен пренебрегать финансовой информацией, более того, текущая финансовая информация позволяет оценить реалистичность предлагаемых финансовых прогнозов. Разница между балансовой и рыночной стоимостью компании формируется под воздействием, в том числе неколичественных факторов. Эту разницу иногда называют рыночной или экономической добавленной стоимостью бизнеса компании, которая формируется под воздействием неколичественных факторов. Рассмотрим их подробнее.
Факторы, характеризующие стратегию компании:
- Каким образом компания планирует обеспечить себе лидерство на рынке?
- Реалистична ли стратегия компании и способна ли она обеспечить планируемый объем продаж и соответствующую долю на рынке?
- Какие конкурентные преимущества принимались во внимание при формировании стратегии?
- Какие меры планирует предпринять предприятие для усиления своей позиции на рынке?
- Аналитики говорят: «Предприятие, которое не имеет стратегии, — это не бизнес, а всего лишь набор активов, отягощенных долговыми обязательствами, и, следовательно, должно оцениваться с использованием имущественного подхода, например, на основе ликвидационной стоимости».
К внутренним факторам относятся:
- Наличие ноу-хау, лицензий, уникальных разработок и качественных продуктов.
- Наличие эффективных технологий, обеспечивающих снижение затрат и высокое качество.
- Наличие транспортных сетей.
- Наличие квалифицированного научного, инженерного и производственного персонала.
- Наличие эффективной системы автоматизированного управления, решающей задачи информационной поддержки управленческих решений и финансового менеджмента.
- Наличие эффективной системы переподготовки персонала.
- Системы мотивации персонала.
- Иные внутренние факторы, включая активы и ресурсы, обеспечивающие эффективную деятельность предприятия.
К внешним факторам относятся:
- Имидж, известность торговой марки.
- Доля продукции компании на рынке.
- Наличие развитой дистрибьюторской сети.
- Связи с поставщиками товаров и услуг.
- Другие внешние факторы, способствующие эффективной деятельности предприятия.
Уровень квалификации менеджмента является одним из ключевых факторов успеха. Предприятие может иметь привлекательную стратегию, но уровень квалифицированных ключевых менеджеров и система их мотивации не будут соответствовать стоящим перед ними задачам.
Сегодня аналитики пытаются найти способы оценки стратегического потенциала компании, и в этой области вздуться серьезные работы. Например, некоторые инвестиционные фонды применяют следующие косвенные критерии их изменений для оценки потенциала компаний:
- Индекс удовлетворенности клиентов.
- Доля новых продуктов в портфеле продукции.
- Доля затрат на исследования и разработки.
- Доля затрат на обучение персонала.
На основе этой информации инвесторы оценивают потенциал роста или снижения стоимости компании в будущем.
Повышенные требования к информации могут привести к возникновению другой важной проблемы. Многие компании будут совершенно обосновано возражать против предоставления информации стратегического характера, опасаясь ее раскрытия для конкурентов. Безусловно, необходимо найти «золотую середину». Одним из возможных решений данной проблемы является более тесное взаимодействие финансовых аналитиков и менеджмента компании.
Автор: Александр Идрисов,
Председатель Совета директоров «ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ»
Президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков