Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Управленческий учет от слова управлять. Часть 2. Все тривиальное просто

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
19.02.2018
в рубрике Управление финансами
0
Управленческий учет от слова управлять. Часть 2
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
223
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Может, кто-то будет разочарован, не найдя в публикуемом материале глубокий научный анализ. Здесь не обсуждают «Цикл Деминга» и серьезные вопросы, публикуемые в научных статьях. Интересующимся предлагаем посмотреть теоретические материалы, опубликованные, в т.ч. на нашем сайте. Обсуждается не «высокая наука» и не «специализированные термины». Описываем, как подобные проекты выглядят на практике. По этой причине мы стараемся сделать упор на «объяснении на пальцах», привлекая теорию только там, где это, действительно, необходимо, стараясь свести к минимуму «научность» и «специальную терминологию». Предлагаем вашему вниманию второй материал цикла, посвященный некоторым практическим вопросам контроля исполнения бюджета.

Спрашивали — отвечаем

Подскажите, пожалуйста, как нам внедрить управленческий учет? Какую программу выбрать?…

Начнем с очевидного — прежде, чем приобретать / разрабатывать / внедрять любую программу, стоит определиться с целями и задачами. Что мы хотим получить в итоге? Для чего инициируем проект, отвлекая совсем нелишние ресурсы, время и силы.

Любая система имеет свои плюсы и минусы. Любой выбор в некоторых случаях приводит к успеху, а иногда — просто отнимает силы и время без заметных результатов. Поставщики, продавцы, консультанты  и разработчики всегда будут нахваливать свой программный продукт, а от пользователей вы часто услышите как восторги, так и многочисленные жалобы.

Отложим «на потом» обсуждение программ, начнем с общего понимания контроля исполнения бюджета.

Управленческий учет от слова управлять. Часть 2

Легко выделить основные блоки, требующие сведения в одну систему и единые отчетные формы

  • Собственно бюджет — перспективный план, прежде всего, по доходам и расходам. Должен утверждаться до начала отчетного периода (год, квартал) и не может содержать расшифровку по конкретным контрактам (еще не заключены), контрагентам и тп
  • Фактические доходы и расходы — реальные продажи и потраченные ресурсы за отчетные период. Не будем сейчас углубляться в различия между бухгалтерским и финансовым учетом. Для простоты считаем что доходы и расходы совпадают – учет строится на одних и тех же первичных транзакциях (проводки, докуметы)
  • Прогноз — управленцу не нужен «посмертный учет». Директор не может ждать недели и месяцы, пока бухгалтерия обработает первичные документы и выполнит все регламентные процедуры. В ежедневном режиме необходима информация не только о фактических, но и о планируемых доходах и расходах отчетного периода. Уже 15-20 числа каждого месяца руководитель, который держит руку на пульсе бизнеса, может достаточно уверенно спрогнозировать что нас ждет в ближайшую неделю – полторы. Методика такого прогноза может быть различна и заслуживает отдельного обсуждения.
  • Ожидания — факт плюс прогноз с хорошей точностью определяет финансовый результат, с которым мы закончим текущий месяц. Каждые день руководитель видит Ожидания = Факт + Прогноз в сравнение с Бюджетом. Такой анализ позволяет оперативно рулить бизнесом — принимать управленческие решения, например, на увеличение продаж или сокращение расходов.

Очевидные вопросы и некоторые ответы

  1. Надо ли формировать бюджет, факт и прогноз по общим (корпоративным правилам)?

Вряд ли финансисту понравиться головная боль с попытками «впихнуть невпихиваемое» — свести воедино несовместимые аналитические разрезы бюджета, факта и прогноза. Весь учет должен соответствовать единым правилам, обычно называемым учетная политика и учетная схема. Отметим, что единые правила не означают совпадающие аналитики. Учет фактических операций может, и часто ведется, в большей детализации, чем план бюджет. Главное — такие планы счетов и статей должны быть совместимы «сверху-вниз». Одной бюджетной статье может соответствовать насколько аналитик оперативного учета факт. Обратная ситуация недопустима — невозможно корректно соотнести одну статью текущего отчета о прибылях и убытках с несколькими строками бюджета.

Требования к стандартизации ЦФО — центров доходов и расходов могут быть более жесткими. Часто такой справочник должен быть единым для бюджета, прогноза и факта.

  1. Фиксировать в учетной системе первичные операции должен бухгалтер, экономист или менеджер, непосредственно работающий по данному договору?

Зона ответственности бухгалтерии — учет фактических операций, подтвержденных оформленными и подписанными первичными документами.

«С помощью кольта и доброго слова», в некоторых случаях можно добиться оформления  всего документооборота «день в день» (не верь, сынок — это фантастика, задержка подписания актов и накладных,  сданный с опозданием авансовый отчет — суровая практика). На планы и бюджет у хорошего бухгалтера просто не остается ни сил ни времени. Страдает и качество и достоверность прогноза. Нужен ли такой учет, дающий неоперативные и невыверенные данные?

  1. Можно ли вести учет бюджет-факт-прогноз-ожидание в одной системе, например, в 1С?

Вряд ли руководству понравится  мысль дублировать финансовый и бухгалтерский учет. Текущие продажи и расходы основаны на одних и тех же первичных операциях — накладных, счетах, авансовых отчетах. Если финансист вносит эти транзакции параллельно, независимо от бухгалтерии, то, кроме дублирования оперативной работы возникает несколько неприятных проблем

  • Кто отвечает, чтобы вся первичная информация попала и в бухгалтерию и в финансовую службу?
  • Что делать, если данные бухгалтерии сильно расходятся с финансовым отчетом о прибылях и убытках?
  • На что ориентироваться директору при принятии управленческих решений – на финансы или бухгалтерию?

Все работаем в 1С?  Проблем не становиться меньше.

  • Трудно корректно провести разграничение зон ответственности. Главбух категорически против работы оперативных служб в учетной системе. Мало ли что и как проведет в 1С менеджер, не знающий правила и требования бухгалтерского учета?
  • Вряд ли все сотрудники компании в совершенстве знают бухгалтерию. Дебет, кредит, субконтто – для многих непонятные термины. Оперативный персонал не понимает и неэффективно работает со стандартными бухгалтерскими отчетами.
  • Разделение доступа к информации. В «коробке 1С» трудно провести разграничение доступа по функциональному признаку. Как отнесется руководство, узнав, что большинство сотрудников непосредственно работает в 1С и легко может ознакомится с весьма конфиденциальной информацией?

На практике эти, и многие другие, вопросы разные компании решают по-разному. Не существует универсальных ответов, идеально подходящих на все случаи жизни. Многие темы мы планируем обсудить в следующих материалах.

А сейчас – предлагаем договориться о следующем:

  • Основная цель оперативного отчета — ежедневный анализ и сопоставления бюджет — факт — прогноз — ожидание.
  • Для эффективной работы необходимо сотрудничество и взаимодействие операционного персонала, финансово-экономической службы, менеджеров на местах и, конечно, бухгалтерии
  • Крайне сомнительно идея вести полноценный управленческий учет в 1С. Для оперативной работы, планирования и прогнозирования, консолидации, бюджетирования стоит использовать специализированные решения. Как избежать при этом дублирования работы и сведения всех данных воедино – тема отдельного обсуждения.

Метки: Управленческий учетФинансовое управлениеэкономика и финансы
Предыдущий

Сравнительный анализ нотаций ARIS/IDEF и продуктов их поддерживающих (ARIS Toolset/BPWin)

Следующий

[Инфографика] Главные поглотители времени на работе

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
Инфографика] Главные поглотители времени на работе

[Инфографика] Главные поглотители времени на работе

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!