Содержание
Системы и процессы являются фундаментом для построения успешной и эффективной бизнес-компании. Каждый аспект вашего бизнеса — в производственном цехе, на складе или в офисе — является частью системы, которой можно управлять или совершенствовать, применяя соответствующие принципы.
Бизнес-система предназначена для гармоничного объединения всех составных элементов организации и взаимосвязанных этапов совместной работы для достижения бизнес-стратегии.
Бизнес-система представляет собой связанное и полное множество бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении ее целей. Бизнес-система является категорией процессной модели предприятия, выраженной с помощью системного подхода в рамках процессного управления.
Бизнес-система – это целостное множество бизнес-процессов, реализуемых организационной единицей для достижения ее стратегических целей.
Создание эффективных бизнес-систем часто объединяет решение проблем и принятие управленческих решений в организации. Под бизнес-системой в широком смысле понимается любая экономическая, административная, организационная и иная система, работающая в рыночных условиях с целью получения максимально возможной выгоды.
Для построения бизнес-системы важно определить системные ограничения. Бизнес-система может охватывать как всю организацию (в данном случае речь идет об организационной модели), так и отдельную ее часть (например, кадровая система по поиску, подбору и найму новых сотрудников).
Зачем внедрять бизнес-систему?
Существует ряд причин в силу которых компаниям следует внедрять бизнес-системы.
Повышение производительности. Частью бизнес-системы является разработка и внедрение стратегий, бизнес-процессов и стратегического планирования в организации. Эти основополагающие элементы позволяют не только четко определить цели (куда будет двигаться компания), но и оптимизировать инструментарий их достижения (как будут достигаться цели). Результатом подобной оптимизации и является повышение производительности.
Удовлетворение ожиданий клиента. Если компания будет использовать системный подход, то она сможет измерить, сравнить и проанализировать все потребности клиентов. Это в частности позволит получать регулярную информацию о тех областях, которые необходимо улучшить, и, что еще более важно, позволит своевременно идентифицировать неудовлетворенные потребности клиентов. Бизнес-система является ключом к улучшению бренда, который организация проецирует на сообщество, включая клиентов, сотрудников и поставщиков.
Согласующиеся результаты. Независимо от того, рассматриваем ли мы безопасность, качество или своевременность выполнения поставленных задач, бизнес-система разрабатывается таким образом, чтобы предоставлять эффективные, действенные и регулярные результаты. Образно говоря, бизнес-система — это «процесс для совершенствования ваших процессов». Отлаженная бизнес-система позволяет устранить дублированные, конфликтующие и ненужные операции.
Вовлеченность сотрудников. Целью бизнес-системы является обеспечение надлежащего образования (повышения квалификации) для всех сотрудников и возможностей для реализации их творческих идей, чтобы повысить личную заинтересованность персонала, что в конечном итоге отразится на эффективности и результативности их работы. Кроме того, наличие бизнес-системы позволит быстро интегрировать новых сотрудников и позволит им увидеть свою роль в организации и выдвигать новые идеи.
Снижение затрат и увеличение прибыли. Неоднократно доказано, что внедрение надежной бизнес-системы помогает сократить расходы и увеличить прибыль. При этом бизнес-система позволяет снизить затраты без «урезания» издержек, которые обычно происходят в ущерб качеству выпускаемой продукции или уровню обслуживания.
Элементы бизнес-системы
Любая бизнес-система включает в себя 4 основных элемента.
Стратегия
Для построения эффективной бизнес-системы в первую очередь нужна стратегия, т.е. бизнес-система должна строиться от стратегии, а не наоборот. Попытка выстроить бизнес-систему на основе «кривых» бизнес-процессов заканчивается фиаско.
Стратегия представляет собой обоснованную программу улучшений организации бизнеса в разрезе четырех ключевых областей:
- конкурентные преимущества;
- организационные преобразования;
- финансовая оптимизация;
- операционные улучшения.
Все эти области взаимосвязаны между собой и зависят от того пути развития, который выбирается по результатам проекта разработки стратегии.
Технологии
Технология представляет собой комплекс различных методов и процессов в определенной сфере деятельности системы для достижения прогнозируемого результата. Фактически технология преобразует имеющиеся ресурсы (точка входа) в приемлемые результаты (точка выхода), т.е. технология способствует достижению поставленных целей и задач.
Технологии должны учитывать факторы внешней и внутренней среды организации, а также имеющиеся ресурсы и в случае их изменения должны пересматриваться (корректироваться) для достижения максимальной эффективности.
Персонал
Персонал организации приводит в действие технологии бизнес-системы, поэтому очень важно, чтобы не только был осуществлен грамотный подбор персонала с надлежащим уровнем квалификации, но и проведена соответствующая работа с сотрудниками. В частности должны быть озвучены персональные цели и задачи, проведен соответствующий инструктаж и т.п.
Управление
Управление призвано обеспечить корректность функционирования технологий на уровне бизнес-системы. Управление выполняет следующие функции:
- планирование;
- организация;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Для осуществления функций управления в организации должна быть установлена, например, система ключевых показателей эффективности, утверждена и реализована надлежащая система мотивации труда и т.п.
Особенности бизнес-систем
Анализ бизнес-систем ряда компаний свидетельствует о наличии определенных особенностей, среди которых можно выделить:
- Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.
- Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».
- Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.
- Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.
- Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.
- Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).
- Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.
Источник: материалы сайта discovered.com.ua