Содержание
Бизнес‑аналитика — это прежде всего работа с данными, изучение показателей деятельности компании. Ей занимаются специально подготовленные специалисты — бизнес-аналитики. На основе анализа данных они помогают управленцам выявить проблемы бизнеса и найти возможности для его устойчивого развития.
Чем бизнес‑аналитика отличается от бизнес‑анализа
Специалисты до сих пор спорят, что такое бизнес‑аналитика: тождественна ли она бизнес‑анализу или представляет собой отдельную область знаний. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим главные цели бизнес-анализа и бизнес‑аналитики.
Бизнес‑анализ — это изучение деятельности компании в широком смысле: анализ стратегии развития предприятия, его бизнес-процессов, организационной структуры и парка информационных систем, проектирование и настройка взаимодействия всего этого с бизнес‑окружением и внешней средой.
Главная цель бизнес-анализа — разработать и внедрить организационные изменения, которые позволили бы компании достичь её основных целей наилучшим образом.
Главная цель бизнес-аналитики — поддерживать управленческие решения и организационные изменения качественными, актуальными и объективными данными.
Вот три основные задачи бизнес-аналитики:
- получить данные о работе компании в виде цифр;
- обработать и структурировать эти данные — сделать их пригодными для последующего анализа;
- провести анализ данных — найти закономерности в деятельности предприятия и смоделировать прогнозы его развития в тех или иных условиях.
Таким образом, бизнес‑аналитика — это часть бизнес‑анализа, которая отвечает за сбор, обработку и анализ данных. Она является первым и необходимым этапом эффективного управления организационными изменениями.
Каким компаниям и для чего нужна бизнес‑аналитика
Бизнес‑аналитика необходима всем компаниям, которые хотят принимать качественные управленческие решения. Качественными могут быть только решения, которые основываются на фактах. Бизнес‑аналитика отвечает как раз за сбор и обработку этих фактов.
Важно не просто собрать данные о деятельности предприятия, а ещё и подготовить их для управленцев:
- структурировать;
- проанализировать — выявить тенденции и тренды, влияющие на факторы;
- представить результаты анализа в наглядном виде;
- подготовить рекомендации по использованию этих данных для улучшения деятельности компании.
Через рекомендации бизнес-аналитиков менеджмент компании получает актуальную и достоверную информацию о том, что происходит в компании и за её пределами. Такой подход помогает принимать взвешенные и качественные бизнес‑решения.
Простой пример: компания продаёт сезонные товары — велосипеды или лыжи. Бизнес-аналитики точно определят кривую спроса продукции с учётом сезонных факторов, в понятном виде продемонстрируют её руководителям и дадут подробные рекомендации — что нужно предпринять, чтобы максимизировать выручку от продаж. Без бизнес-аналитики такие решения принимают вслепую — это приводит к тому, что компания упускает выгоду.
Какие направления есть в бизнес-аналитике
Обычно направления в бизнес-аналитике определяют через методы анализа данных: кластерный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы линейного программирования. В Business Set мы определили подвиды бизнес-аналитики несколько иначе.
Мы выделяем четыре направления бизнес‑аналитики. Каждое из них соответствует одному из ключевых элементов системы управления. Эти элементы:
- Стратегия развития предприятия.
- Бизнес-процессы.
- IT-архитектура.
- Организационно-ролевая структура.
Бизнес‑аналитика, необходимая для разработки стратегии. Стратегия развития — важнейший элемент системы управления предприятием. Чтобы стратегия получилась качественной, необходимо проанализировать большой объём данных и цифр. Для этого привлекают бизнес‑аналитика.
Он анализирует внешнюю маркетинговую информацию — например, как меняется покупательский спрос, как конкурентные силы влияют на бизнес. По итогам анализа бизнес-аналитик подготавливает отчёт, который ложится в основу стратегии развития предприятия.
Аналитика бизнес‑процессов компании. Бизнес-процессы — инструмент реализации стратегии предприятия. Достижение стратегических целей компании возможно только за счёт точного исполнения настроенных бизнес-процессов.
Чтобы процессы отвечали современным подходам, учитывали изменения бизнес-среды, успешно реализовывали внутренний потенциал компании, их нужно периодически обновлять. Такие изменения также подготавливают с помощью работы с данными.
Для этого анализируют значения показателей бизнес‑процессов:
- определяют факторы влияния на процессы и природу этих факторов — случайные они или нет;
- оценивают управляемость процессов: способны ли они стабильно производить качественный результат;
- оценивают их пропускную способность: какое количество запросов в единицу времени они способны обрабатывать.
По результатам анализа вырабатывают предложения по изменениям. Нужно, чтобы предлагаемые изменения помогали устранять сбои в процессах, улучшать качественные характеристики продуктов. Это позволит более точно достигать стратегических целей предприятия.
Бизнес‑аналитика, которая работает с данными по IT‑архитектуре. Сегодня ключевым фактором успеха предприятия является качественная работа его IT-сервисов. Чтобы ответить на вопрос, соответствует ли IT-архитектура предприятия потребностям бизнеса, нужно также обратиться к бизнес-аналитике — проанализировать состав и качество работы парка информационных систем компании, степень автоматизации и роботизации процессов, соответствие уровня IT-сервисов предприятия стандартам отрасли. Результаты анализа ложатся в основу решений для оптимизации IT‑архитектуры предприятия.
Аналитика данных, связанных с организационной структурой. Успешный бизнес способны делать только успешные люди. Вывод о том, насколько успешны люди компании, делают на основе анализа данных о работе подразделений, отделов, сотрудников компании. Здесь собирают и анализируют информацию о том, насколько бизнес оснащён требуемыми компетенциями, какова производительность организационных единиц, каков фактический уровень квалификации сотрудников предприятия.
Здесь также требуется изучить большой объём данных. Результаты таких исследований часто приводят к реструктуризации бизнеса или его отдельных направлений.
Какие методы используют бизнес‑аналитики
Как мы уже говорили выше, бизнес‑аналитика — это прежде всего работа с большими объёмами данных. Чтобы эта работа выполнялась качественно, бизнес-аналитику нужны соответствующие методические инструменты.
Вот несколько наиболее популярных инструментов.
Корреляционный и регрессионный анализ применяется для изучения зависимости между двумя и более количественными показателями: существует ли связь между ними, насколько она сильная, какого она характера. Результат такого анализа — математические формулы, которые описывают, как изменится один показатель в результате изменения другого.
Допустим, компания хочет понять, как связаны её продажи и объёмы торговли на всём рынке. Корреляционно‑регрессионный анализ покажет, что рост продаж на всём рынке на 2 млн долларов в месяц приведёт к увеличению выручки компании на 100 тысяч долларов за тот же период.
Дисперсионный и факторный анализ применяется для исследования степени влияния одной или нескольких качественных переменных на один зависимый количественный показатель. При этом качественные переменные рассматривают как причины (независимые переменные или факторы), а количественные — как следствия (зависимые переменные). Во время анализа меняют значения факторов и изучают, как это влияет на величину зависимой переменной.
Например, с помощью этого метода можно определить, как уровень продаж магазина зависит от дня недели: в этом случае дни недели будут качественными показателями, а уровень продаж — количественным.
Кластерный анализ применяется, когда нужно разбить множество цифр и показателей по однородным признакам. Он полезен, когда требуется проанализировать большое количество показателей, сгруппировать их и разобраться, как они друг с другом взаимодействуют.
Классическим примером кластерного анализа является ABC-анализ клиентской базы.
Методы описательной статистики применяются для обработки «сырых» данных. К этим методам относится обобщение и систематизация данных в виде таблиц, отображение результатов в графиках и расчёт статистических показателей: например, среднего значения, стандартного отклонения, медианы, моды, минимума и максимума значений.
Это не полный перечень методов — в арсенале любого специалиста их гораздо больше. Выбор метода зависит от задачи, стоящей перед бизнес‑аналитиком, а также от его предпочтений. Работу с этими методами лучше изучать на курсах по бизнес‑аналитике.
Чем занимается и как работает бизнес‑аналитик
Бизнес‑аналитик — проводник изменений внутри компании. Он помогает бизнесу понять, что нужно изменить в процессах и других элементах системы управления, чтобы увеличить эффективность компании.
Функции бизнес‑аналитиков:
- Понять требования заинтересованных сторон к сотрудникам, структурам компании, процессам и бизнесу в целом.
- Найти проблемы и возможности компании и рассказать о них руководителю и менеджерам.
- Проанализировать проблемы и возможности, предложить решения — как защититься от первых и развить вторые.
- Защитить разработанные решения перед руководством компании. Для этого нужно подготовить графики и отчёты, аргументировать свою позицию.
- Организовать внедрение изменений в жизнь.
- Проанализировать, принесли ли изменения пользу для бизнеса.
Главный бизнес‑аналитик также должен:
- Определить подходы к бизнес‑анализу и бизнес‑аналитике в компании, выбрать методы и инструменты, понять, как и для чего их будут использовать.
- Разработать стратегию развития бизнес‑анализа в компании, распределить задачи между другими аналитиками и проконтролировать их выполнение.
Работа бизнес-аналитика в компании состоит из двух основных этапов.
Сбор данных, необходимых для анализа. Например, бизнес-аналитику нужны данные для разработки стратегии компании. Чтобы получить их, он формирует запросы в отделы компании. Предварительно он разбивает данные на четыре группы.
- Финансовые показатели — например, общую выручку, чистую прибыль — запрашивают в бухгалтерии или финансово-экономическом отделе компании.
- Клиентские показатели — выручку по целевым сегментам клиентской базы, удовлетворённость клиентов по сегментам, коэффициент конверсии, средний чек — запрашивают у коммерческого директора или руководителя отдела продаж.
- Показатели по бизнес-процессам — пропускную способность, процент брака процессов — запрашивают у владельцев ключевых бизнес-процессов компании.
- Показатели развития персонала — данные о текучке кадров, удовлетворённость персонала рабочими местами — запрашивают у директора по персоналу.
В запросах бизнес-аналитик указывает свои требования: какие показатели нужны, в каком виде, за какие периоды, по каким местам присутствия компании. После получения всех данных он приступает ко второму этапу работы.
Анализ данных и формирование отчётов. Чаще всего для этого используют обычный Microsoft Excel. Он позволяет применять все перечисленные выше методы и формировать отчёты с результатами.
В некоторых компаниях используют BI-системы. Это специальные программы, которые собирают, анализируют и обрабатывают показатели компании. В отличие от Excel, здесь всё происходит автоматически. Для этого к BI-системам подключают источники данных — например, облачные системы компании или отдельные файлы. BI-системы обрабатывают эти данные и в сжатом виде выдают наиболее важную информацию.
Одна из наиболее популярных BI-систем — Microsoft Power BI. У неё простой и интуитивно понятный интерфейс, который позволяет бизнес-аналитику очищать данные от информационного шума и собирать наглядные, удобочитаемые отчёты.
Результаты анализа аналитики передают менеджменту компании — теперь руководители могут принимать качественные управленческие решения.
Как найти бизнес‑аналитика — советы компаниям
Функции бизнес‑аналитика мы описали выше. Если исходить из функций, то для такого специалиста важно:
- иметь опыт общения с владельцами бизнеса и менеджерами;
- уметь работать с разными методами и инструментами анализа;
- иметь успешные кейсы по разработке и внедрению организационных изменений.
Если у компании нет возможности нанять бизнес‑аналитика на отдельную ставку, можно использовать две стратегии:
- Привлекать бизнес‑аналитиков время от времени — в зависимости от потребностей фирмы.
Как часто это будет требоваться, зависит от масштабов компании и интенсивности её деятельности. Программа-минимум — приглашать аналитика раз в год, когда нужно актуализировать стратегию. Чтобы аналитик глубже погрузился в деятельность компании, лучше привлекать его на ежеквартальной основе для проработки ключевых бизнес‑процессов компании.
- Наращивать компетенции бизнес‑аналитики внутри компании.
В идеале такими компетенциями должны обладать руководители фирмы, управленцы среднего и высшего звена, ключевые специалисты отделов. Для старта будет достаточно аналитического склада ума и навыков общения. Остальные скиллы можно получить в ходе работы, параллельно слушая курсы и лекции по бизнес‑аналитике.
Подведём итог
- Бизнес‑аналитика — это часть бизнес‑анализа, связанная с показателями деятельности компании: с её помощью получают и обрабатывают данные, находят закономерности, строят прогнозы и создают бизнес‑решения.
- Бизнес‑аналитика нужна всем компаниям для принятия качественных управленческих решений. Без отчётов аналитиков менеджеры не увидят полной картины того, что происходит в компании и за её пределами.
- Направления бизнес‑аналитики соответствуют элементам системы управления: аналитика для разработки стратегии компании, аналитика бизнес‑процессов, аналитика IT‑сервисов и организационной структуры.
- Методы бизнес‑аналитики включают в себя сбор данных, их обработку и построение зависимостей. Чаще всего применяют корреляционно‑регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ и методы описательной статистики. Выбор метода зависит от задач, которые стоят перед аналитиком.
- Хороший бизнес‑аналитик должен уметь определять проблемы и возможности компании, работать с методами и инструментами анализа, разрабатывать и внедрять организационные изменения. Не обязательно нанимать бизнес‑аналитика в штат — можно привлекать его раз в год или ежеквартально.
Источник: skillbox.ru