Содержание
Справка о компании
Издательский дом «Алтапресс» существует с 1990 года. Основные направления деятельности: СМИ и полиграфия. В настоящее время «Алтапресс» выпускает семь газет и два журнала. В структуре компании находится три издательских группы и типография, а также службы обеспечения. Флагманом «Алтапресса» является газета общего содержания «Свободный курс».
Миссия компании: Удовлетворение потребностей общества в получении объективной информации через создание независимых СМИ для достижения достойного уровня жизни и самореализации.
Основные ценности:
- устойчивое развитие;
- безупречная репутация;
- высокий профессионализм;
- командный дух;
- забота о персонале;
- демократия и стабильность в России.
Служба персонала существует в компании с октября 2002 года.
Программа адаптации новых сотрудников действует с 1 апреля 2003 года.
Нет, это не больно!
В своей ежедневной работе столкнулась с тем, что люди, а точнее новые сотрудники, при слове адаптация как-то нервно поеживаются. Не все конечно. Некоторые молодые специалисты понимающе кивают, начинают задавать уточняющие вопросы. Но, таких единицы — не избалован наш народ целенаправленными, продуманными программами, прописанными обязанностями и прочей атрибутикой регулярного менеджмента.
Поеживается сотрудник и не знает, что в этот самый момент адаптация уже происходит: он начинает приспосабливаться к компании, а компания потихоньку, прямо сейчас вводит его в должность. Происходит встречное движение: в период испытательного срока компания создает сотруднику все условия для профессионального раскрытия, демонстрации своего творческого потенциала и оценивает, насколько проявленные способности к профессиональной и социальной адаптации удовлетворяют требованиям, а самое главное, насколько близки стали сотруднику ценности и внутренняя культура компании.
Почему же предприятий, где действует программа адаптации, единицы? Ведь то, что дело это нужное, важное и полезное — уже почти интуитивно доказуемый факт. Опыт многих компаний наводит на одно размышление: почти любую гениальную идею можно успешно похоронить в аккуратной новенькой папке с надписью, например, «Адаптация». Причем, сделать это гораздо проще, чем воплотить в жизнь новорожденную программу или проект.
Как изобретают велосипеды?
Программа адаптации новых сотрудников реализуется в ИД «Алтапресс» уже около года. Постоянно корректируется, усовершенствуется и, по нашим наблюдениям, постепенно становится частью культуры организации. Мы хотим поделиться с коллегами нашим опытом внедрения, чтобы облегчить изобретение велосипеда.
Исходная ситуация
Еще до появления в структуре «Алтапресса» службы персонала действовало Положение об адаптации, обязывающее руководителей всех уровней адаптировать новых сотрудников, а также были прописаны основные крупные шаги программы. Однако системно и результативно программа работать не начала. Руководители блуждали в тумане слишком общих требований и воплощали в жизнь каждый свое и по-разному, а то и вообще ничего.
После нескольких бесед с менеджерами нам удалось сформулировать причины «провала»:
- шаги, прописанные в программе, были слишком общими: руководителям необходимо было самим их детализировать, выдумывать, формулировать, что при дефиците времени часто не выполнялось;
- не было активного, системного внедрения, то есть можно было «сачкануть»;
- не было контроля за реализацией программы.
Тем не менее, несомненная польза данного этапа была в том, что за этот период в умах менеджеров сформировалась готовность к реализации программы, возникло определенное информационное поле.
Внедрение программы
После того, как программа была разработана, началось ее внедрение. В начале, естественно, возник формализованный план, рожденный из многочисленных вопросов: Как все учесть? Как доходчиво и полно объяснить? Как заинтересовать? Как сделать, чтобы заработало? Было принято три решения:
- Подготовим полный пакет документов для руководителей высшего и среднего звена, в который включим:
- краткую характеристику программы;
- поэтапное описание программы;
- бланк адаптации (Приложение 1).
Выдадим пакет документов руководителям всех уровней для ознакомления за несколько дней до проведения учебы по программе.
- Разработаем план учебы для менеджеров (Приложение 2).
Одним из ключевых моментов данного этапа стало создание электронной презентации по программе адаптации (см. ссылку «Презентация для менеджеров: этап внедрения программы»).
- Выработаем процедуры контроля реализации программы.
Функция контроля за реализацией программы была возложена на менеджера по персоналу. Так мне выпала роль «звоночка-напоминателя» или «липучки-требователя», которому необходимо контролировать соблюдение сроков заполнения руководителями промежуточных отчетов, а также всех необходимых документов для подведения итогов; организовывать процедуру подведения итогов по прохождению испытательного срока и т.д.
Все эти этапы были успешно воплощены в жизнь. Интересные результаты дало обсуждение плюсов и минусов программы в рамках учебы для менеджеров (Приложение 3). Выработанные позиции помогли наглядно увидеть перевес преимуществ реализации программы и создать конструктивный, рабочий настрой.
Сложности и их преодоление.
В ходе реализации программы мы столкнулись с рядом сложностей, среди которых хочется выделить момент, по нашему мнению, наиболее актуальный для издательств — адаптация журналистов.
Уже в самом начале мы столкнулись с прохладным отношением редакторов к адаптации своих подчиненных — журналистов. «Да зачем? Они же бывшие внештатники — уже все знают»- пожимали плечами наши творцы печатного слова. Еще один аргумент: «Невозможно прописать требования к творческой профессии». Поэтому в течение некоторого времени наши редакции находились в привилегированном положении и адаптация новых журналистов ограничивалась «Курсом ориентации» (информирование о компании).
В сложившейся ситуации службе персонала не хватало обратной связи, не было возможности отслеживать, что происходит там внутри. Чтобы не вызвать отторжения программы (что могло бы произойти в случае прямой обязаловки) было решено использовать стратегию постепенного внедрения. Первый ее этап — введение промежуточных отчетов руководителей. Этот шаг позволил косвенно отслеживать прохождение сотрудником испытательного срока.
Сделать следующий шаг нам помогло то, что в последнее время компания ведет целенаправленный поиск и отбор пишущих специалистов (журналистов, копирайтеров), причем часто без журналистского образования. С этими людьми реализация программы адаптации стала жизненно необходимой. Требования к должностям были прописаны, программа проведена полностью. Несколько таких прецедентов помогли найти подходы к редакциям и постепенно включить их в процесс системной и ответственной работы с новичками.
На зависть Мичурину
Программа постепенно приживается в компании, срастается с ней и начинает приносить результаты:
-
Руководители и наставники, ощущая на себе ответственность за результат адаптации новичка, стали более внимательно подходить к их введению в должность.
-
Началась работа по созданию «правильных» должностных инструкций.
-
Сложилась особая система контроля за работой не только новых сотрудников, но и наставников, а также всех тех, с кем приходится взаимодействовать новичку в процессе работы.
-
Работа по программе адаптации дает информацию для оценки самих менеджеров.
-
Своевременно происходит освобождение от «ненужных людей».
-
Качественное и всестороннее подведение итогов (особенно при успешном прохождении испытательного срока) повышает мотивацию сотрудника к работе.
Итак, запуск произошел, все системы работают нормально…
Смотреть как проект встает на ноги такое же удовольствие, как наблюдать за первыми шагами ребенка. А впереди длинная-длинная жизнь для того, чтобы оттачивать, совершенствовать, дорабатывать. И все ради того, чтобы лозунг «Мы одна команда!» вызывал у сотрудников не ироническую улыбку, а искреннюю гордость за свою компанию.
Приложение 1. Пример заполненного Бланка адаптации на должность копирайтера.
Бланк программы адаптации
Ф.И.О.: Должность: Подразделение: Руководитель: Наставник (куратор): Период: |
Иванова Екатерина Львовна Копирайтер ИГ 1 Темнова Светлана Петровна Голубев Владимир Алексеевич 23.09.03 — 23.12.03г. |
Курс ориентации
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Отв-й |
Форма оценки |
Получить целостное представление об Издательском доме «Алтапресс»:
|
вводная беседа презентация (экскурсия) с исп. «Спр. сотр.» |
1-й день по приглашению службы персонала |
МП МП |
уровень информированности выявляется на запланированных встречах с МП |
Получить информацию о подразделении и об особенностях должности:
|
общение с руководителем (либо наставником) с исп. Должностных инструкций, Положения о подразделении, Распорядка работы подразделения |
1-й день |
Р или Н |
уровень информированности выявляется на запланированных встречах с МП |
Встретиться с менеджером по персоналу для подведения промежуточных итогов адаптации. |
встреча ?1 встреча №2 |
09.10.03 09.12.03 |
МП |
|
Оценка сотрудника руководителем / наставником (предоставление отчета руководителя/наставника менеджеру по персоналу) |
отчет №1 отчет №2 отчет №3 |
09.10.03 05.11.03 09.12.03 |
Р/Н |
Программа испытательного срока
За время прохождения испытательного срока к сотруднику предъявляются следующие требования (что новый сотрудник должен узнать, освоить, сделать, возможно, развить в себе какие-либо качества) |
Источник информации |
Сроки |
Оценка по 7-ми бальной шкале |
Примечания по прохождению программы
|
|
Н |
Р |
||||
Познакомиться с принципами редакционной политики и действовать в соответствии с ней. |
Инструктаж Р,Н, редактора |
Сер. Октября |
|||
Усвоить и соблюдать технологическую цепочку сдачи материалов в номер. |
Инструктаж ответ. сек-ря |
Сер. Октября |
|||
Соблюдать сроки сдачи всех материалов в номер. |
Инструктаж Р,Н |
Сер. окт |
|||
Ознакомиться и уметь пользоваться Базой данных клиентов ИД «Алтапресс», программой «Реклама». |
Инструктаж Р |
Конец октября |
|||
Овладеть базовыми навыками продаж:
|
Инструктаж Р |
Конец октября |
|||
Знать читательскую аудиторию газеты «Свободный курс». |
Инструктаж социологов |
Сер. октября |
|||
Освоить работу с документацией:
|
Инструктаж Н, Р практика |
Сер. Октября |
|||
Сформировать ежемесячный бюджет 35000 руб. и более |
Практическая работа |
Сер. декабря |
*МП — менеджер по персоналу; Р-руководитеь; Н — наставник.
Оценка по итогам испытательного срока
Дата: 10.12.03г.
Состав комиссии: Голубев В.А., Темнова С.П., Захарова Н.А., Симонова А.Ю.
Приложение 2. План учебы по Программе адаптации для менеджеров ИД «Алтапресс»
1. Вводная: определение цели встречи, знакомство с концепцией программы и пр.
Задача: установить атмосферу взаимопонимания, настроить собравшихся на конструктивный рабочий лад.
2. Поэтапный разбор программы в форме компьютерной презентации (с пояснениями, дополнительными комментариями, ответами на возникающие вопросы и пр.).
Задача: сформировать у присутствующих четкое, ясное видение программы, устранить все неясности, продемонстрировать всю простоту и удобство созданной схемы.
3. Обсуждение плюсов и минусов, которые получает Алтапресс, внедряя данную программу.
а) генерирование плюсов и минусов в микрогруппах;
б) озвучивание и фиксирование;
в) дополнение списка пунктами, выделенными Службой персонала
Задача: продемонстрировать положительные моменты, которые может дать реализация программы для того, чтобы преодолеть возможный негативный настрой.
4. Итоги, выяснение настроя и готовности к действиям, напутствия и пр.
Приложение 3. Возможности и угрозы реализации программы адаптации
Возможности для организации
|
Угрозы для менеджмента
|
Возможности для сотрудника
|
Угрозы для сотрудника
|
Презентация в формате MS PowerPoint для менеджеров на этапе внедрения программы адаптации.
Источник: Статья опубликована в журнале «Журналист» №1, 2004
Автор: А.Симонова