Содержание
В цикле публикаций раздела «Финансы» мы рассмотрели технологию построения системы финансового контроллинга. В этой статье мы даем краткий обзор применения финансового контроллинга для принятия управленческих решений. Это лишь наиболее характерные примеры применения финансовых инструментов, поскольку на самом деле каждое управленческое решение должно оцениваться с точки зрения финансовых показателей.
Правильно построенная система контроллинга позволяет получать ответы на целый ряд важнейших вопросов, возникающих у руководителей в процессе управления компанией.
Какую валовую прибыль приносит каждое направление бизнеса?
Теперь ведь мы понимаем, что такое валовая прибыль? – Это финансовый результат конкретного направления бизнеса, в котором учтены прямые расходы, связанные с этим бизнесом. Анализируя эффективность какой-либо бизнес-единицы компании, мы рассматриваем валовую прибыль, которая вносит вклад на покрытие косвенных расходов компании. Важно, чтобы этот вклад был не нулевым и имел тенденцию к росту.
Довольно широко распространен подход, при котором для каждой бизнес-единицы рассчитывается чистая прибыль. При этом все косвенные расходы распределяются между бизнес-единицами по каким-то критериям. Это неверный подход, который приводит к ошибочным решениям. Чистая прибыль для бизнес-единиц, входящих в портфель бизнесов компании, не имеет эконмического смысла. Бизнес-единица отвечает за валовую прибыль, а за чистую прибыль отвечает руководство компании. Поэтому не следует перекладывать ответственность на тех, кто не может и не должен нести ответственность за этот показатель.
Какую маржинальную прибыль приносит каждый продукт?
Исследуя вклад продукта в прибыль компании мы должны анализировать именно маржинальную прибыль, которую генерирует данный продукт, потому что с продуктом непосредственно связаны только переменные расходы. Это, к сожалению, не все понимают. На одном большом заводе целый отдел «экономистов» занят тем, что вычисляет «чистую прибыль» для каждого продукта, распределяя между продуктами все затраты предприятия. Результаты этих вычислений передаются в коммерческую службу, чтобы продающие подразделения руководствовались ими при установлении цены на продукцию. Продавцам строго запрещено продавать продукцию по цене ниже «себестоимости», рассчитанной таким странным способом. Коммерсанты прекрасно понимают, что это глупость, но авторитет экономистов перевешивает разумные доводы. Нужно ли говорить, что завод находится в бедственном положении, на грани полной разрухи. Если бы они разогнали своих экономистов, то предприятие могло бы сразу выйти из хронически убыточного состояния. Такой подход к ценообразованию не единичный случай, а весьма распространенная практика.
Какие виды затрат вносят наибольший вклад в чистую прибыль?
Важно «держать на прицеле» 3-5 наиболее значимых статей затрат и постоянно работать над их снижением. О том, как создать «давление на затраты» мы поговорим далее.
Какой минимальный объем продаж нужен для достижения безубыточности?
Ответ на этот вопрос позволяет понять граничные условия для бизнеса. Отслеживая положение «точки безубыточности» руководитель контролирует «высоту полета», и, если компания находится в опасной близости к границе, за которой находятся зона убытков, он может заранее отрегулировать параметры бизнес-модели, не дожидаясь катастрофических последствий.
Каковы объемы инвестиций в каждое направление бизнеса?
Выделяя направления инвестиций и соотнося их с денежным потоком от соответствующего направления бизнеса, руководитель получает возможность управлять эффективностью инвестиционной деятельности, целенаправленно повышая отдачу от инвестиций.
Каковы объемы инвестиций в каждый продукт?
При правильной постановке учета имеется возможность отслеживать инвестиции в каждый продукт, измерять период окупаемости этих инвестиций, рентабельность инвестиций и совокупный денежный поток, который генерирует каждый продукт. Это позволяет осуществлять эффективную продуктовую политику, обеспечивающую постоянный рост прибыльности портфеля продуктов компании.
Создать систему контроллинга для вашей компании Вам поможет электронный учебный курс «Целевое управление. Как сделать компанию управляемой и эффективной».