Когда Деминга спросили, в чем суть управления, он ответил гениально просто: «В снижении вариабельности процессов». Действительно, объектами управления менеджеров являются целенаправленные системы или, по другому, процессы. Качество управления оценивается по степени предсказуемости результатов процессов. Именно стабильность результатов является показателем хорошего управления. Безусловно, любой показатель, который мы можем измерить, является случайной величиной, будь то объем продаж, срок доставки продукции клиентам или число бракованных изделий. Поэтому нельзя говорить об абсолютной управляемости процессов. Есть процессы статистически управляемые, результаты которых располагаются вблизи некоторой средней величины, как на этом графике.
И есть процессы непредсказуемые, результаты которых не укладываются в допустимые границы.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы
- определить с какого типа процессом они имеют дело,
- если процесс непредсказуем, то перевести его в статистически управляемое состояние, устранив все внешние причины нестабильности (некачественные ресурсы, неисправное оборудование, разболтанные исполнители),
- постоянно снижать вариабельность статистически управляемого процесса путем усовершенствования правил работы, взаимоотношений, мотивации, информационного обеспечения.
Только и всего …
Иной раз приходится слышать суждения о том, что труд менеджеров не поддается измерению и объективной оценке. Еще как поддается! Мерой профессионализма менеджера является показатель снижения вариабельности процессов, которыми он управляет.
Материалы по теме:
Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Деминга-Шухарта
Great website! It looks extremely expert! Maintain the good work!
А как насчет достижения цели? Разве не в этом суть управления? Все таки я бы сформулировал так «Суть управления — достижение цели при снижении вариабельности процессов» 🙂
Виктор, согласен. Без цели какое же управление? Но, видимо, Деминг стремился выразить мысль о важности снижения вариабельности наиболее точно и бескомпромиссно. Действительно, если процесс мало управляем, то о какой цели можно говорить? Только случайное попадание в этом случае и возможно.
Наверное надо разделять управление процессом и управление проектом (результатом). Для управления процессом приведенное высказывание очень подходит. Но в управлении проектом главным остаётся достижение поставленной цели и затраченные ресурсы.
Понятие вариабельности введено именно для процессов. Однако управление проектами — это тоже процессы. Процессы единичного производства. Цель и результат необходимы как в процессах, так и в проектах.
Что касается вариабельности, то возьмите, к примеру один из процессов проектного управления — управление поставками. В нем разве не имеет значения вариабельность? Разве она не влияет существенным образом на результаты проекта?