Содержание
Чем больше становится предприятие, тем большее количество управленческих инструментов требуется его руководителю. Определить, какие из них чаще всего используют успешные компании, попытались консультанты из IBS.
В исследовании, сделанном консультантами IBS, принимало участие около 1000 компаний из 19 отраслей экономики. Менеджерам предложили ответить на вопрос, какие из 100 указанных инструментов управления и «лучших практик» (разделенных на четыре блока: управление финансами, стратегия и маркетинг, технологии и инновации, операции и бизнес-процессы) используются в их компаниях. В результате оказалось, что набор инструментов у респондентов схож.
Сенсационными результаты исследования назвать трудно, считает генеральный директор компании «РБК» Юрий Ровенский, однако такой обзор практики российских компаний может быть весьма полезным. «Любая крупная компания в процессе своего существования имеет обыкновение обрастать жирком, — поясняет Ровенский. — И подобное исследование может навести на какие-то идеи по поводу собственной компании».
Кадры решают все
Осваивание новых управленческих инструментов и практик в компании — от автоматизированного управления финансами до формирования стратегии — всегда связано с размером компании. «Конечно, это способствует росту, но лишь до определенного уровня», — говорит один из авторов исследования, преподаватель Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ Роман Кащеев. Дальше, по его мнению, большое количество инструментов может сделать компанию менее гибкой и более бюрократизированной. Именно поэтому, считают эксперты, внедрять нужно лишь те инструменты, отсутствие которых критично для развития компании. Что, в общем, тоже не всегда легко определить. Один из способов понять, что именно этот инструмент нужен компании, — взглянуть на опыт коллег. Среди компаний, участвовавших в исследовании, 190 имеют годовой оборот более $100 млн. Ответы топ-менеджеров этих компаний помогли составить консультантам профиль успешной компании.
Более половины опрошенных менеджеров назвали самым важным для роста бизнеса их компании совершенствование системы управления персоналом. Слова не разошлись с делом, как оказалось 76% опрошенных компаний создали полноценную HR-службу, выполняющую не только функцию учета кадров, но и занимающуюся оценкой, обучением и мотивацией персонала. А 79% начали формировать отдельный бюджет на обучение персонала. В компании «Градиент» на последнем совете директоров было принято решение о формировании бюджета на обучение персонала. «В том или ином виде это существовало всегда, но стало более упорядоченным и регламентированным», — говорит Андрей Украинец, финансовый директор «Градиента». Курирует вопрос генеральный директор, что, по мнению Украинца, говорит о его важности. -В нашем дистрибьюторском бизнесе нет больших активов, — поясняет он. — Мы сервисная компания, и основная наша стоимость — это стоимость команды?. По словам Кащеева, увеличение внимания к HR — самый прогнозируемый результат. Тенденция, по его словам, была заметна уже несколько лет назад.
Деньги любят счет
Совершенствование организационно-функциональной структуры — ничуть не менее популярная задача: 76% респондентов сообщили о существовании в компании формализованного описания организационно-функциональной структуры. -Подобная практика позволяет добиваться максимальной эффективности структуры компании, так как появляется понимание уровней подчиненности и обязанностей людей, — говорит заместитель директора по работе с персоналом группы «Агрос» Алина Игнатьева. — В том числе это исключает такие проблемы, как дублирование функций, а также позволяет принимать согласованные и обоснованные решения по численности и ротации персонала и контролировать этот процесс?.
Видимо, как элементу совершенствования оргструктуры крупные компании придают большое значение отлаженности документооборота — 75% респондентов сообщили, что он у них регламентирован. Особенно актуальным оказался этот вопрос для IT-компаний, транспортников и связистов. В компании МТС подобным результатам не удивляются. Основа бизнеса сотового оператора — обслуживание миллионов абонентов в реальном времени. Эту задачу невозможно решать, не имея мощной системы документооборота, точнее, даже нескольких взаимосвязанных систем. В качестве примера такой системы можно привести лицевые счета абонентов, в которых отражена вся «история» взаимоотношений клиента с оператором. От того, насколько эффективно работает эта система, напрямую зависит качество обслуживания абонентов.
Однако эксперт департамента управленческого консультирования IBS Александр Пчелинцев, один из авторов исследования, сомневается в правдивости некоторых подобных ответов. «На самом деле компании лишь думают, что у них есть практика документооборота, — говорит Пчелинцев. — В реальности лишь очень немногие организации могут этим похвастаться». Директор по финансовому сектору компании Accenture Russia Санал Ушанов соглашается с таким мнением и считает, что подобные результаты исследования совсем не повод для радости. «В подавляющем большинстве компаний отсутствует автоматизация самого процесса документооборота и таких его аспектов, как поддержка актуальности форматов документации, архивация документов», — говорит Ушанов. Естественно, это ведет к медленному документообороту и замедляет бизнес-процессы, завязанные на нем.
Стратегия и маркетинг
В 69% компаний сообщили о выделении организационных единиц, ответственных за формирование плана развития компании. В компании «Агрос» для разработки стратегии была сформирована команда топ-менеджеров из разных бизнесов и функций компании. По словам Игнатьевой, такая групповая разработка стратегии обеспечивает экспертный вклад со стороны всех участников внедрения стратегии, согласованность и единое понимание принятой стратегии.
Пятой по популярности (72%) практикой, которой крупные компании уделяют внимание, оказалось «Выделение отдельного подразделения компании, занимающегося разработкой и реализацией маркетинговой стратегии». Пчелинцев предполагает, что высокое внимание к маркетингу объясняется тем, что в выборке достаточно большое число занимают FMCG-компании. -Это действительно очень важно для компаний нашего сегмента, — говорит менеджер по связям с общественностью компании Procter & Gamble (Восточная Европа) Георгий Соустин. — В силу большого количества брэндов и необходимости пробиться к потребителю работа отдела маркетинга приобретает весьма важное значение?.
Телекоммуникационные компании активно развивают и используют автоматизированные системы отношений с клиентами (CRM). IT-компания «КРОК» внедрила у себя подобную систему еще в 1995 г. Сейчас здесь переходят на более сложную и более производительную систему. «У этой системы в компании все больше пользователей, и нужен более мощный продукт, который будет развиваться вместе с компанией», — говорит заместитель генерального директора компании «КРОК» Вероника Тараба. Предварительные расчеты в компании показали, что вложения в новую систему окупят себя. «Новая CRM-система позволит нам нарастить продажи. Даже пессимистичный прогноз прироста дал нам представление о том, насколько это будет эффективно», — говорит Тараба.
Портрет крупной компании
Наиболее часто используемые управленческие инструменты и практики среди крупных компаний*
Формируется бюджет на обучение персонала — 79%.
HR-служба выполняет функции не только учета кадров, но и оценки персонала, обучения и мотивации — 76%.
Существует формализованное описание организационно-функциональной структуры компании — 76%.
В компании существует регламент документооборота — 75%.
Выделено подразделение компании, занимающееся разработкой и реализацией маркетинговой стратегии, — 72%.
Маркетинговое подразделение отслеживает и предоставляет руководству необходимую информацию о рынке — 71%.
Выделены организационные единицы, ответственные за формирование плана развития компании, — 69%.
Бухгалтерия отделена от финансовой службы — 68%.
* — По результатам опроса 190 компаний с годовым оборотом более $100 млн..
Автор: Юлия А. Васильева
Источник: Ведомости, №192 (1232), 20 октября 2004