В течение последних ста лет, на протяжение которых развивается менеджмент как область знаний, взгляды на управление неоднократно менялись. На смену одним концепциям приходили другие. Так в период бурного развития индустриального производства преобладающим подходом к управлению людьми была стандартизация деятельности, регламентация процессов. В век машин предприятие рассматривалось как машина и управлялось как машина. Люди должны были выполнять регламентированные действия. Идеальным исполнителем был робот.
Многое в этой картине стало меняться в связи с необходимостью поспевать за все более ускоряющимися изменениями в мире. Нужно быстро придумывать новые продукты, быстро разрабатывать, быстро запускать в производство и выводить их на рынок. В этих условиях от людей уже требуется не столько исполнительность, сколько инициатива, креативность, высокая заинтересованность в конечном результате. Поэтому в менеджменте появились такие направления как управление по целям, различные концепции мотивации и лидерства.
Какие изменения произойдут в менеджменте в 21 веке?
Эпоха стандартных продуктов, стандартных услуг заканчивается. Рынки будут становиться все более и более дифференцированными. Изменения будут происходить все быстрее. Не будет ничего постоянного кроме постоянных изменений. Люди будут независимы от работодателей и преобладающей формой деятельности станет постоянное движение из проекта в проект. Сама работа будет становиться все менее стандартизованной и все более творческой. В этих условиях на первое место становится «человеческий фактор», способности людей, их ценности, человеческие качества. Поэтому парадигма менеджмента изменится и будет направлена на развитие потенциала людей, создание условий для максимальной реализации их способностей. Собственно, это будет уже не управление в современном понимании, а сотрудничество, сотворчество. Менеджмент станет тесно соприкасаться с такими областями знаний как психология личности, социальная психология, теории мыслительной деятельности. Большую роль будут играть концепции развития личности и духовного совершенствования.
Собственно говоря, эти изменения уже происходят. Как всегда, ростки нового зарождаются и развиваются внутри старой формации. Такова диалектика.
У Вас говориться: Менеджмент станет тесно соприкасаться с такими областями знаний как психология личности, социальная психология, теории мыслительной деятельности.
Как это понимать? Мы сами или кто-то будет обучать этим наукам?
Напомню, что только теорий личности и направлений в психологии существует около 40. Кроме того, «практической психологии» в вузах нет, есть академическая психология, находящаяся в стороне от реальности. Это относится и к соцпсихологии.
Что касается «теории мыслительной деятельности», то сегодня говорить об этом можно только как об отдаленной теме. Мы же не знаем как работает мозг и что такое сознание.
Большое спасибо за новое направление работы сайта. Это интересно!
Александр, чтобы ответить на все Ваши вопросы, мне придется написать книгу, да, пожалуй, не одну 🙂
У меня нет готовых ответов на все вопросы. Я говорю о тенденции, которая явно просматривается и несомненно будет доминировать. Управленцы, которые ее проморгают, станут динозаврами. Поэтому нужно учиться самим и обучать своих сотрудников.
В продолжение комментария.
Если мы говорим о менеджменте, то его сутью являются базовые представления об управлении. А управление — это все же работа с персоналом, в основе которой лежат умение понимать человека и его оценивать. Структура же без людей мертва.
Далее. Базовая компетенция руководителя — это оценка персонала, т.к. она неразрывно связана с отбором, адаптацией, развитием, вознаграждением, стимулированием и качеством работы. А революции здесь ожидать не приходится, ибо не существует единой теории личности, а любая рабочая модель человека всегда авторская.
Но необходим эффективный инструментарий. Интересно, что множество методик оценки (порядка дюжины) сводятся к 3-4 подходам. Любопытно и то, что мы не встретим данных о прогностической надежности использования различных методик. А это — свидетельство о неадекватности нынешних взглядах и подходах к проблеме оценки.
Можно утверждать, что большинство руководителей не владеют базовой компетенцией. Но ищут «панацею». Так что, необходимо просвещение и распространение материалов о теории и практике как Менеджмента, так и Оценки. Сейчас же приоритет — за изложением отдельных блоков этих деятельностей, не связанных в целое. Работа в рамках «Российский менеджмент» безусловно явл. важным шагом к эффективному, разумному и стимулирующему управлению.
Согласен с Вами, управление — это работа с людьми. Поэтому невозможно управлять, не понимая, что такое человек, как он мыслит, что его мотивирует, что для него важно.
Однако не согласен с тем, что в настоящее время мы ничего не знаем о мышлении и психологии людей. Известно очень многое, но еще больше предстоит познать.
Я всем рекомендую подготовленную нами подборку лучших книг по управлению. Там есть по теме мотивации и мышления Виктор Франкл, Чиксентмихайи, Голви, Де Боно и другие https://www.dropbox.com/s/zlqluaia1x4pw96/33%20лучшие%20книги%20по%20управлению.output.pdf?dl=0