Содержание
Intro.
Данный труд рассматривается как попытка написания серии статей на тему рассмотрения проблем возникающих при попытке «натягивания» теории на практику. Ну или о попытках переноса западных стандартов ведения бизнеса на суровую Российскую действительность)). Не это главное. Мы просто будем анализировать противоречия возникающие в ходе автоматизации и анализа бизнес процессов.
Введение. О чём этот фильм?
Сейчас логистика направлена больше на решение таких задач как осуществление управления и контроля движением материальных / информационных потоков. При этом такая немаловажная часть как «планирование» материальных потоков, зачастую остается за рамками задач решаемых логистикой. О них и поговорим.
А оно надо?
Как решаются эти задачи на большинстве предприятий? При помощи экспертной оценки. Никто лучше эксперта не скажет, сколько товара будет продаваться завтра, потому что он уже не один год в этом бизнесе. Но давайте посмотрим на процесс со стороны. Допустим, решается задача закупки товара. Как минимум, для принятия решения эксперту требуется информация о текущем наличии товара в магазине (структурированная по различным статусам), и информация о продажах за период (например, продажи за параллельный период прошлого года, предшествующие n месяцев и т.п.). На основании данной информации, опыта (эта штуковина в любом количестве продастся), знаний специфики бизнеса (если в наличии не будет черной помады, черный лак для ногтей точно никогда не продастся), логических рассуждений и интуиции- принимается решение о составе и количестве закупки. Вы тоже верите, что при принятии решения эксперт в голове применяет метод скользящей средней с учетом сезонности спроса и проходящих в данный момент маркетинговых акций? Прикидывает выделенный бюджет и распределяет его по товарным группам? А я верю. Совершенно серьезно. Более того, экспертная оценка просто необходима при прогнозировании нового, сопутствующего товара, товара повышенного спроса, наконец. Но. К сожалению? Человеческий мозг не может содержать информацию о тысячах номенклатурных позиций одновременно? Волей-неволей, мы пришли к необходимости автоматизированной обработки информации. Начнем с разбиения товаров на товарные группы. Как говорится «Разделяй и властвуй».
Статья 1. ABC и XYZ метод. ТЕОРИЯ:
ABC метод.
Наиболее распространенным методом контроля и управления запасами (во многом из-за его простоты) является метод ABC. Не хочется останавливаться подробнее на алгоритмах его реализации из-за всё той же распространенности. Более интересной задачей является принцип определения границ групп. Можно выделить три основных подхода:
- На основании данных обследований (1)
- «Дифференциальный» (2)
- «Аналитический» (3)
Первый метод. Интересно отсутствие единого подхода при применении первого метода.
Вот лишь некоторые его интерпретации:
Источник | A | B | C | |||
$ | % от кол. | $ | % от кол. | $ | % от кол. | |
«правило Парето» | 80 | 20 | 15 | 30 | 5 | 50 |
Р. Линдерс | 70-80 | 10 | 10-15 | 10-20 | 10-20 | 70-80 |
J. Shapiro | 60 | 20 | 20 | 20 | 20 | 60 |
Однако следует отметить, что правило Парето считается «классическим» подходом.
Второй метод состоит в определении средней себестоимости одного товара. Товары с себестоимостью в 6 раз и выше средней относятся к группе A. Товары с себестоимостью более чем в 2 раза меньшей средней — к группе С. Остальные товары относятся к группе B.
При использовании третьего метода необходимо выполнить ряд довольно сложных математических преобразований:
- использовать метод наименьших квадратов
- приводить нелинейные зависимости к «нормальному» виду
- воспользоваться теоремой Лагранджа и т.п.
Но самое интересное, это то, что результаты расчетов по третьему методу, как правило, довольно близки к «эмпирическому» первому методу (4).
XYZ метод.
На этом этапе может сложиться впечатление, что мы готовы к разбитию товаров на группы. Однако это не так. Примеры по статистическим методам изобилуют графиками примерно такого вида. Возьмем статистику продаж:
Часто, к сожалению, та же статистика продаж, носит гораздо более удручающий вид.. Поэтому необходимо как минимум классифицировать товар ещё и по однородности (коэффициенту вариации). В соответствии со Statistical Inventory method метод получил название XYZ анализа. Формула расчета коэффициента вариации:
, где
Xi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период, X- среднее значение параметра по оцениваемому объекту, N — число периодов.
Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% — в категорию Y, остальные — в категорию Z. Либо задаются вручную по точкам перегиба. На этом этапе может выясниться, что весь товар, например, попадает в категорию Z. Т.е. неоднороден и в контексте того же анализа спроса применяться не может. Но это ещё не повод отчаиваться, возможно не были учтены существенные факторы, например:
- сезонные колебания спроса
- маркетинговые акции
- отсутствие товара, наконец, и т.п.
По совокупности ABC/XYZ групп Вы уже можете сделать целый ряд выводов. Например, при анализе спроса:
-
товары категории X обладают устойчивым однородным спросом и должны всегда быть представлены в магазине. В случае отсутствия товара данной категории Вы можете «оттолкнуть» потребителя. Например, для food сетей это будет хлеб, соль ..
-
товары категории A/X — хиты, которые мало того, что приносят наибольшую часть дохода, ещё и приносят его постоянно и равномерно. Товарам этой категории необходимо уделять самое пристальное внимание.
-
по товарам категории Z можно даже не пытаться автоматизировать пополнение. Товары этой категории обладают настолько неоднородным спросом, что это может привести к ошибкам.
-
товары категории C/Z заслуживают самого пристального внимания экспертов, но не с точки зрения контроля пополнения, а с точки зрения анализа целесообразности наличия этих товаров в ассортименте. Необходимо выявить среди них сопутствующие товары, а остальные, возможно, «выдавливать» из ассортимента.
-
?
Вот теперь можно сказать, что мы готовы к разбиению товаров на группы, но —
ПРАКТИКА: ABC метод.
Ну во первых на практике математические методы определения границ групп никого не волнуют)) Просто проверяется правило Парето и если оно работает — его и будем применять. А если оно не работает, то скорее всего Вы не правильно его применили. Многие воспринимают буквально отношение 80 на 20. А на самом деле, есть ещё немножко математики, надо отсортировать, вычислить нарастающий итог и уже для него определять долю. Но так как мы находимся в разделе практики — акцентироваться на теории смысла нет. Литературы достаточно.
Итак, с методами исчисления границ групп определились, остается определить, что и как будем классифицировать.
Что классифицировать:
- Клиенты — клиентов надо знать в лицо, а не разбивать на группы. Сэйлз должен знать кличку любимой собаки ВИП клиентов и т.д. и т.п., а не работать с группой ?B?.
- Товар — а вот эта часть наиболее интересна с точки зрения анализа. В общем проклассифицировать можно что угодно, но сначала стоит ответить на вопрос зачем? Товар предлагается классифицировать для автоматизации методов пополнения и планирования материальных потоков.
Характеристики:
- Маржа — очевидный критерий. Коммерческая деятельность любого предприятия направлена на извлечение прибыли.
- Выручка — смещение акцента на товары приносящие наибольшую выручку часто оправдано в условиях дефицита наличных денежных средств. На мой взгляд этот критерий вторичен по отношению к марже в обычных условиях и должен быть выделен.
- Товарооборот — деление товара по количеству проданных копий — малоэффективно с точки зрения ABC анализа. Нас интересует больше частотность спроса (XYZ и его аналоги) а не деление с точки зрения массмаркета.
Таким образом, по характеристикам рекомендуется использовать совокупный анализ по марже и выручке. Попытки построения производной величины не приведут ни к чему хорошему, поэтому лучше сразу построить характеристику путем обычного сложения класса по марже и выручке. Например: -АА?, «АB», ?AC? , где первая буква это класс по марже, а вторая — класс по выручке.
Период анализа:
- Краткосрочный анализ. Если Ваш бизнес не статичен в пространстве и времени)) — то постоянно появляются новинки, меняется спрос и т.д. Для целей своевременного определения кто «сейчас на волне» — необходимо анализировать продажи за краткий предшествующий период. Длительность периода определяется индивидуально для бизнеса.
- Долгосрочный анализ. Анализ за более длительный предшествующий период необходим для анализа результатов анализа за краткосрочный период.
Извините за тавтологию, но только сопоставив результаты анализа за, например 3 месяца и 3 недели Вы сможете более достоверно определить является ли переход товара в более высокую/низкую категорию результатом изменения спроса или случайным всплеском. И принять взвешенное решение по окончательному отнесению к той или иной категории.
Объекты анализа:
- География. Если Вы реализуете товар в разных географических точках то соответственно и спрос в разных регионах — различен. Это стоит учитывать.
- Категории — Разбиение товара на более мелкие категории не имеет никакого смысла.
Часто стремятся отделить к примеру массмаркетовый товар от брендового товара и проанализировать по частям. Суммы маржи-выручки выравнивают и дают однозначный критерий «нужности» товара. Деля же товар на категории теряется сам смысл анализа «товарного портфеля предприятия» а не его частей.
Количество категорий:
- 3 категории — это классика!
- 4 категории — часто добавляют ещё категорию D (менее 1%), для того чтобы отделить ассортимент товаров, подлежащий возможному выдавливанию.
- Большее количество групп приводит к запутыванию персонала.
ПРАКТИКА: XYZ метод.
На практике далеко не все товары подвержены анализу по среднеквадратичному отклонению.
- Например у Вас следующая статистика продаж: 120,121,122,0,120
Случайно затесавшийся ноль — отнюдь не символизирует чудовищное падение спроса по четвергам. Скорее всего, этого товара банально не было в наличии. Или по нему проводилась выборочная инвентаризация и т.п. А среднеквадратичное отклонение для того и нужно, чтобы возвести отклонения в квадрат. В итоги можно выплеснуть дитя из купели. - Рассмотрим другой случай. Пусть есть 2 товара со следующей статистикой:
Товар1: 121,122,123,124
Товар2: 1,1,1,1,1
Естественно по товару 2 СКО равно нулю и с точки зрения математики он идеально стабильный товар. Но с точки зрения практики — его случайно раз в день покупают.
Для того чтобы сгладить неровности спроса часто укрупняют период. Например берут за основу не статистику продаж по дням, а по неделям и т.д. с единственной целью — добиться результатов. На мой взгляд это не правильно. Гораздо более рационально сменить метод и разбить товар по частоте продаж взяв за основу, например количество строк в чеках или количество строк в накладных на товар.
Логика проста: чем в большем количестве документов встречается номенклатурная позиция — тем более стабильным спросом она обладает. Взяв за основу не товарооборот, а количество строк — мы стремимся удовлетворить как можно большее количество клиентов, а не одного, который по 100 штук за раз покупает.
Вместо заключения.
Осталось добавить, что деление на категории ради деления на категории — бессмысленно. Имеет смысл в рамках привязки определенных критериев в системе к категориям. Например, размер страхового запаса определять для категорий товаров, а не индивидуально. Определять нормативы по категориям для анализа состояния запасов и т.д. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в следующих статьях.
Автор: В.Кулибаба