Содержание
Любой бизнес, если его вести официально с соблюдением всех финансовых и юридических требований, состоит из гораздо большего числа процессов, чем может показаться стороннему наблюдателю. Даже если у вас фирма со штатом в несколько сотрудников, то вам кроме основного бизнес-процесса придется заниматься и рядом не менее важных и обязательных процессов (например, вести бухгалтерию, осуществлять транспортировку, логистику, использовать ПО и т. п.).
Многих, кстати, именно наличие стольких дополнительных «головных болей» останавливает от открытия своей фирмы, хотя идеи могут быть весьма перспективными. Как раз для решения этих проблем и был придуман принцип аутсорсинга (еще в тридцатых годах прошлого столетия воротилами автомобильного бизнеса).
Откуда возникла такая потребность — использовать внешний персонал
Ведь, казалось бы, гораздо приятнее, когда в компании есть штат сотрудников, решающих все вопросы. Однако в основе большинства потребностей бизнеса всегда находится задача повышения эффективности. И даже если бы не было кризисов, потребность делать каждый процесс более экономно и качественно всё равно привела бы к разделению всех функций кампании на профильные и сопутствующие.
- Профильные функции и соответственно профильный персонал это те, кто делают основной продукт компании, со всеми необходимыми атрибутами: лучше других, дешевле других и т. д. И задача компании, загрузить их работой по максимуму.
- Сопутствующие функции – чаще всего это обеспечивающие функции для нормальной работы основного/профильного персонала. И их загрузка работой определяется потребностями основного/профильного персонала.
Например, в юридической фирме, юристы — это основной персонал, продавая услуги, которых, фирма зарабатывает свою прибыль. Соответственно задача руководства фирмы максимально загружать штатных юристов. А вот IT-специалисты выполняют только те функции, которые необходимы для обеспечения работы компьютеров, сетей, программ и прочих инструментов, и самих юристов. Возникает дилемма: чтобы всё стабильно работало и в случае сбоев могло быть быстро восстановлено — нужен квалифицированный IT-шник. Но если он действительно профессионал, то весь процесс у него налажен и большую часть рабочего времени ему нечем заняться. А стоит оно дорого, ведь он специалист.
В этой ситуации самый логичный выход — заключить договор аутсорсинга IT-персонала, по которому специалист будет решать возникающие вопросы в юридической фирме, но платить она ему будет не полную зарплату, а лишь за объем выполненных работ.
Историческая справка
Не надо думать, что аутсорсинг возник вчера или буквально на днях. Идея не нова! И до того, как аутсорсинг пришел к нам с Запада, он был очень гармонично вписан в советскую экономику и кадровую политику. За примерами далеко ходить не надо: уборщицы и дворники, следившие за чистотой парадных, подъездов, придомовых территорий, привлекались к труду одновременно несколькими организациями, у которых объем работ требовал только пару часов работы и то не каждый день. Только в СССР это не называлось аутсорсингом, хотя по факту именно им и являлось.
Преимущества аутсорсинга
Можно выявить ряд преимуществ использования аутсорсинга, среди которых на первом месте стоит:
- Экономия, которая достигается за счет того, что аутсорсинговая компания, предоставляющая специалиста, может предоставлять его одновременно разным фирмам, тем самым наиболее полно используя его время.
- Уровень качества – для фирмы, предоставляющей аутсорсинговые услуги данный вид деятельности является основным/профильным. Поэтому она может себе позволить уделять гораздо больше времени всем сторонам конкретной деятельности: от специального оснащения сотрудника, до его более глубокого профессионального обучения и использования опыта многих специалистов — чем фирма в непрофильной для себя деятельности никогда заниматься не будет.
- Надежность и гарантии — еще одно важнейшее, на мой взгляд, во многих сферах бизнеса преимущество. По трудовому законодательству, если ваш сотрудник заболел и предоставил оформленную справку, то вы никак не можете требовать от него выхода на работу, что бы там у Вас не случилось.
По договору же аутсорсинга, вам вообще не важно болеют у аутсорсера сотрудники или они роботы. Есть договор, гарантии и ответственность за их соблюдение. Заболел или не справился один, давайте другого. Точка. Все дисциплинарные, административные, мотивационные и прочие, прочие многочисленные проблемы с сотрудниками вас больше не касаются!
Именно это преимущество аутсорсинга делает его очень востребованным в сферах, где кадровые вопросы стоят наиболее остро.
По целому ряду причин IT-специалист на аутсорсинге может быть гораздо более квалифицирован:
- за счет богатого опыта;
- в своей работе он использует большее число хороших, зачастую дорогих платных сервисов и программ, которые ему приобрести гораздо доступнее, чем если бы он работал только с одним заказчиком.
Недостатки аутсорсинга
С преимуществами аутсорсинга мы разобрались, теперь попробуем поговорить о его недостатках. Недостатки аутсорсинга для потребителя, на мой взгляд, являются более надуманными. Из существенных, стоит отметить лишь один фактор, который нужно учитывать. Это риски, связанные с попаданием в организацию «чужого» человека. То есть возможные утечки информации, происки конкурентов и т. д. Но эти риски нужно купировать и в случае найма нового человека в собственный штат и при множестве других жизненных ситуаций.
Мое мнение, что в скором будущем бизнес, особенно малый и средний, вообще сможет состоять только из нескольких ключевых человек, генерирующих идеи. А вся реализация и текущая работа сможет быть эффективно передана на аутсорсинг.
Со временем многие компании поймут эффективность этого метода и станут использовать его более полноценно. Например, уже сегодня во многих фирмах частично используется аутсорсинг: это и приходящие уборщицы, которых не обязательно держать в штате, IT-специалисты, которые в любой момент удаленно или на месте решают проблемы разной степени сложности, возникающие со всей офисной техникой. Компании поймут, что нет необходимости держать в штате сотрудников, которые нужны только для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу коллектива, но при этом им совершенно не нужно отдельное рабочее место, а если нужно, то ненадолго.
Сегодня, когда благодаря кризису, стал более стремительно развиваться средний бизнес. Человеку, который хочет работать на себя и организует, например, ИП, необязательно снимать офис для сотрудников. На самом деле, ему достаточно иметь в штате 2-3 сотрудников «на удаленке», которые ему реально нужны. Например, фирма занимается предоставлением рекламных услуг, продвижением каких-либо товаров и сайтов. В штате достаточно иметь курьера, специалиста по контекстной рекламе и бухгалтера, хотя приоритеты, безусловно, могут быть другими — все зависит от нужд предприятия. Таким образом, копирайтерские услуги, смм, дизайн можно получить при помощи того же самого аутсорсинга. Существуют, так называемые, биржи копирайтеров, которые предоставляют услуги, рыночная стоимость которых в разы ниже, чем если держать копирайтера в штате. То же самое относится к дизайну, контекстной рекламе и другим должностям.
Таким образом, аутсорсинг — это будущее отечественного малого и среднего бизнеса, который позволяет развивать его за счет эффективных и экономически выгодных методов.
При этом стоит отметить и тот факт, что аутсорсинг помогает решать и другую не менее важную проблему — уже социального плана.
Хорошо известно, что в связи с кризисом многие предприятия, фирмы были вынуждены сократить количество рабочих мест. На биржи труда и в «свободное плавание» отправилось огромное количество персонала. Многим людям, чтобы хоть как-то держаться на плаву, пришлось даже сменить род занятий и начать делать то, что никогда не делали. А что поделать? Кризис — выживает сильнейший. И вот именно часть тех, кто не сломался, а решил, во что бы то ни стало держаться на плаву, нашли себя в аутстаффинговых компаниях (от англ. out – вне, staff – штат), устроившись туда на работу.
Аутсорсинг и аутстаффинг — два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Но при этом путать их не стоит!
Для них такие компании — это возможность иметь стабильный заработок, работать и обеспечивать семью. Одно дело работать где-то «на честном слове», без трудовой книжки, не иметь никаких накоплений и отчислений в пенсионный фонд, и совершенно другое — получить уверенность в завтрашнем дне, официальное трудоустройство, минимальный социальный пакет и трудовой договор. Все это предоставляют своим сотрудникам компании, которые занимаются аутстаффингом, т. е. предоставлением другим фирмам сотрудников требуемой квалификации.
Автор: Н. Архипова
Источник: материалы сайта bbf.ru