Содержание
Решения управления не должны быть стихийными. Для принятия управленческого решения должна быть поставлена проблема: несостыковка между требуемым и имеющимся состояниями субъекта производства, которая мешает процессам деятельности и развитию производства.
Процесс управления на предприятии — это нескончаемое и беспрерывное регулирование деятельности и отношений, координация рабочего персонала, нацеленная на достижение экономических планов.
Быть управленцем — нелёгкая задача. Но в настоящее время существуют люди, специально обученные для этих целей, — менеджеры по персоналу. Сейчас в организационную структуру управления должны входить основные принципы, а управляющие, в свою очередь, должны руководствоваться ими.
Эти принципы включают в себя следующие критерии:
- сохранение дисциплины и соблюдение правил;
- полномочия и ответственность;
- взаимоотношения между сотрудниками регулируются в соответствии с системой иерархической цепи.
Вместе с тем каждое предприятие должно иметь порядок строгого распределения обязанностей, чтобы не возникало путаницы и конфликтов в работе. Чтобы деятельность была наиболее продуктивна, сотрудников требуется поощрять, мотивируя на более активную работу. Уважающий себя и своих работников управленец предоставит им комфортные рабочие условия и установит непредвзятое, справедливое отношение к сотрудникам. Значительными факторами в этом деле являются: правильное оформление процесса организации управления и сам процесс.
Организационный процесс
Ведущей задачей организационной структуры управления предприятием выступает систематическое координирование сразу нескольких задач и отношений между людьми, решающими их.
Этот процесс включает в себя:
- делегирование;
- ответственность;
- полномочия;
- построение организаций;
- этапы организационного проектирования.
Делегирование — это установление стандартных взаимоотношений между сотрудниками предприятия и распределения обязанностей между ними.
Этот процесс заключается в передаче задач определённому лицу, которое берёт на себя ответственность за их исполнение. Стандартным методом выступает распределение между сотрудниками предприятия обязанностей по работе, направленной на разрешение определённых вопросов, результат и исполнение которой влияет на успех предприятия. Проще говоря, конкретное лицо или группа лиц рационально разделяют обязанности по задачам между сотрудниками, руководствуясь их возможностями для качественного выполнения работы. От работника требуется гарантия качественного выполнения поставленных задач в соответствии с занимаемой им должностью.
В полномочия сотрудника входит ограниченное право на пользование ресурсами предприятия. При приёме на работу нового сотрудника работодатель заключает с ним договор, с прозрачно прописанными условиями и полномочиями.
В целом полномочия делятся на два типа:
- линейные — полномочия, создающие иерархическую лестницу (от начальника к подчинённому);
- штабные — полномочия, образующие консультативный аппарат (производство разделяется руководством на отделы (штабы), в которых впоследствии распределяются полномочия).
В процесс построения организации входит передача полномочий и обязанностей руководителя. Как это происходит во внутриорганизационной структуре управления?
Линейная структура
Положительная сторона: простота и конкретность поставленных задач.
Отрицательная сторона: очень важна степень квалификации сотрудников; высокий уровень нагрузки на управляющего.
Линейно-штабная организационная структура
Положительная сторона: всё управление сосредоточено в штабах; создана группа людей, которые отвечают за консультативные мероприятия и принимают управленческие решения.
Отрицательная сторона: нет прямых распоряжений по задачам и рабочему процессу для исполнителей.
Функциональная организационная структура
Положительная сторона: открывается возможность для управления многонаправленной деятельностью; процесс углубления специализации.
Отрицательная сторона: медленное принятие управленческих решений; отсутствие заинтересованных лиц в решении поставленной задачи.
Этапы организационного управления включают: определение и установление требований по рабочему процессу к сотрудникам компании в соответствии с занимаемыми ими должностями, установление определённых полномочий для каждой должности, выделение более широких блоков управления.
Что создаёт структуру управления организацией?
Первым делом стоит ознакомиться и разобраться с понятием управленческой структуры организации. Она подразумевает решение общих проблем и функций управления с акцентом на сохранении взаимосвязи между управляющей и управляемой системами. Иными словами, структура управления представляет собой организационную форму разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Она координирует распределение задач по подразделениям, компетентность в налаживании их деятельности и разрешении существующих проблем, а также способствует функционированию и взаимодействию всех компонентов друг с другом. Стоит отметить, что на структуру управления воздействуют следующие факторы: масштабы предприятия, окружающая обстановка, используемая технология. Они же влияют и на тип структуры управления организацией. Многие согласятся с тем, что, чем больше сотрудников, тем тяжелее становится процесс установления между ними взаимоотношений и слаженной работы. По этой причине компания занимается привлечением дополнительных кадров.
Принципы формирования организационной структуры управления подразделениями
На примере объекта управления (производственные подразделения и производственный персонал) и субъекта управления (органы управления и управленческий персонал) рассмотрим организационную структуру управления. Собственно, что в себя включают принципы формирования организационной структуры управления подразделениями?
- Иерархичность — создание разделения между управленцем и исполнителем по принципу от большего к меньшему. Вышестоящий уровень руководит нижестоящим, контролирует его работу и исполнение поставленных задач.
- Обратная связь — контроль субъекта за объектом через информационные и анализирующие результат и процесс работы устройства.
- Функциональность — принцип, подразумевающий выполнение объектами и субъектами управления определённых задач, по-сути, его рабочие функции определены должностными обязанностями. К примеру, группа лиц, представляющая собой исключительно службу ремонта, в отличие от группы лиц, представляющей только конструкторский отдел. Каждый служащий имеет определённую обязанность, которая не выходит за конкретные рамки, каждый имеет свои задачи и цели. Это похоже на единую цепь. Например, одна секция занимается снятием мерок с мебели, вторая — кройкой чехлов, третья — шитьём, четвёртая — доставкой готовой продукции.
- Контроль — принцип, основанный на работе менеджера, в задачи которого входит постоянный контроль работы каждого сотрудника предприятия, определение сильных и слабых сторон персонала и назначение задач в соответствии с качествами и способностями сотрудников. Проще говоря, он создаёт все условия для успешной работы и достижения поставленных целей.
- Делегирование — передача определённых обязанностей от вышестоящего к нижестоящему лицу. Таким образом руководитель освобождается от принятия оперативных решений.
Виды организационных структур управления
В структуре управления собирается логика во взаимоотношениях обязанностей, определённых на основе задач и целей, поставленных организацией. В структуре должны отражаться определённые принципы: разделение обязанностей, определение объёма работы для каждого сотрудника с учётом их индивидуальных особенностей и занимаемых ими должностей. Вместе с тем следует обращать внимание на особенности факторов внешней среды и отражать основополагающие цели компании.
Виды структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-штабная;
- линейно-функциональная;
- проектная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
- Линейная подразумевает наличие единственного руководителя, который выполняет все функции по управлению персоналом и процессом работы; данной структуре присуще наличие иерархической цепи.
- Функциональная предполагает выделение в подразделениях отдельных блоков, каждый из которых имеет определённые функции и задачи.
Блоки подразделений:
- управленческий включает предпроизводственные подразделения информационного, совещательного, сервисного и административного характера;
- производственный отвечает за выпуск продукции или оказание услуг;
- социальный.
- Линейно-штабная структура заключается в управлении линейного руководителя определённого блока или органа. Наличествует специализированный штаб, способствующий разрешению проблем организации посредством объединения всех планов для решения поставленных задач и достижения целей.
- Линейно-функциональная, или многофункциональная структура основывается на управлении целым блоком функциональной службы. Проще говоря, каждым блоком руководит отдельный управляющий.
- Проектная структура подразумевает образование непостоянного подразделения, действующего лишь до разрешения поставленных задач, заключающихся в потребности в научных или экспериментальных проектах.
- Матричная структура своей главной задачей ставит создание благоприятных условий для достижения цели, а не сам результат. Эта система присутствует в многопрофильных и холдинговых предприятиях.
- Дивизиональная структура выделяется географически либо по областям деятельности.
- Множественная — структура, объединяющая в себе различные структуры управления, от структур разного вида берутся необходимые элементы для реализации целей. В компании может использоваться один вид организационной структуры, например, функциональная структура, а в её филиалах — другой, предположим, линейная.
Основные требования к построению структур управления
Структуры управления строятся в соответствии со следующими критериями:
- оперативность — моментальная реакция на изменение ситуации и быстрое принятие нового решения для устранения неполадок;
- надёжность — это относительное постоянство, устойчивость, сохранение во времени и согласованность результатов;
- оптимальность — это выбор наиболее целесообразного решения, удовлетворяющего поставленным целям и ожиданиям;
- экономичность — это достижение определённых целей путём минимальных затрат;
- гибкость — это способность выполнять различные задачи и принимать эффективные решениях для развития организации в условиях изменения внешних и внутренних факторов.
Форма организационных структур для малых предприятий
Форма и вид организационной структуры управления зависят от различных внешних факторов деятельности данной организации, но самым главным является размер производства. Для малых предприятий существуют только две модели организации:
- механистического, или бюрократического типа, которая заключается в единстве распределения поручений, то есть отдавать приказы и поручения имеет право только вышестоящая инстанция; подчинённый имеет лишь одного руководителя, в то время как руководитель имеет несколько подчинённых; также одной из основных черт является и то, что два руководителя не имеют право связываться друг с другом, у каждого имеется свой круг подчинённых лиц и блок управления;
- адаптивного, или органического типа, которая направлена на организацию проектов, то есть является временным аппаратом (об этой структуре мы с вами уже говорили и имеем понятие о её принципах работы).
Факторы выбора организационной структуры управления
Мы уже упоминали о том, что на выбор той или иной структуры влияют различные факторы, и отмечали их значимость. Теперь стоит познакомиться с главными особенностями их выбора структур управления.
Предпочтение отдаётся на основании:
- географического местоположения;
- динамизма окружающей среды;
- технологии;
- размера и характера деятельности организации;
- стратегии.
Говоря о достоинствах и недостатках каждой структуры, не стоит абсолютизировать их. Важную роль играют факторы, оказывающие влияние на предприятие, поэтому не нужно выбирать самую сложную систему для малого бизнеса. Таким образом вы только усложните свою жизнь, взвалив на себя больше обязанностей и, соответственно, работы. Принимая решение, всегда следует рационально оценивать свои возможности и в соответствии с ними принимать решения.
Источник: материалы сайта bbooster.online