Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Анализ финансовых данных: новый взгляд. Часть 2

Вячеслав Григорович Вячеслав Григорович
05.02.2019
в рубрике Управление финансами
0
Анализ финансовых данных
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
709
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Какие вопросы ставит бизнес перед финансовой службой и может ли она дать точные, исчерпывающие ответы? Рассматриваем примеры из практики, чтобы четко сформулировать требования бизнеса к анализу финансовых данных.

Часть 2. Кейс проектной и инжиниринговой компаний. Оборот до 1 млрд. рублей в год 

Компании ежегодно должны были представлять Собственнику бюджеты и планы развития. Бюджеты готовились, как правило, методом интерполяции данных прошлого года с ручной доводкой под желаемые результаты. Инструмент — таблицы Excel с выгруженными данными оперативного и бухгалтерского учета. Технически, при нормальном учете, задача решалась в течение двух-трех недель. При должном навыке получается бюджет приличного вида и качества, который всегда утверждался.

Эффективность такого планирования предсказуема – после утверждения бюджет кладется в шкаф. По сути, «в живых» от него остается только данные о том, какие мы планируем доходы с квартальной (и/или месячной) разбивкой. Остальная часть бюджета – мертвые цифры, пачка бумаги с таблицами. Работать с ними невозможно, каждый отчетный период порождал новую пачку, сравнение плана с фактом – еще одну и т.д.

Но до попадания в шкаф бюджет запускал бюджетный процесс — планы доходов шли вниз по управленческой пирамиде, в структурные подразделения. Там план дробился и спускается ниже, пока не достигал уровня исполнителей, т.е. тех, кто отвечал за то, как компания будет получать доходы. На этом уровне начиналось планирование ресурсов, которыми подразделения оперируют самостоятельно, и ресурсов, которые нужны подразделениям извне, в том числе «универсального» ресурса – денежных средств.
«Отразившись» от нижней плоскости управленческой пирамиды, планы доходов и расходов поднимались вверх, где экономические подразделения пытались свести их вместе и просчитать движение ресурсов компании в целом. Пока шли расчеты, жизнь не стояла на месте, и реальность «накрывала» и перекрывала планы.
Ожидалось, что планирование организует работу, поставит цели и даст ориентиры руководителю и менеджменту. Менеджмент поставит цели и будет знать, как их достигать, чему уделять внимание, какие ресурсы и когда задействовать. И, одновременно, что и как контролировать.
Но такой плановый процесс приводил только к своей противоположности – успешно дробил единую организацию на части со своими видами на использование и потребности в ресурсах для выполнения локальных плановых заданий. На год вперед закладывалась конкуренция за ресурсы и конфликты подразделений. Эти конфликты возникали и улаживались на всех уровнях, на что уходила масса времени. Но противоречия локальных целей, помноженное на интересы менеджмента, оставались жить. Что вызывало у отдельных групп интересов внутри организации желание поработать на себя.

Планирование, или бюджетирование, — один из любимых экономической теорией вопросов и любой консультант с примерами расскажет, как надо это делать. На ежегодных совещаниях процесс планирования был понятен для всех участников. Всего несколько простых шагов:

  • на первом шаге посчитать, чем закончатся уже запущенные процессы. По выполнению заключенных договоров и/или полученных заказов, по закупленному оборудованию и/или запущенному проекту — как будем выполнять и что получим в результате выполнения. Прикинуть что нужно еще и когда будет результат;
  • на втором шаге — посмотреть, какие процессы мы собираемся запускать (или возобновлять) под каждый из запланированных доходов. Процессы, которые должны привести к продажам и получению плановых доходов по итогам каждого периода. Особенно важны сквозные, проходящие через несколько подразделений. Посмотреть, какие ресурсы будут потребляться процессами от старта до завершения или, что правильнее, до достижения поставленных целей;

Оба шага имеют много общего — сначала надо просчитать процессы вперед — от того, что есть, к тому, что хотим получить. А потом просчитать их в обратную сторону – от того, что хотим получить, к тому, что для этого надо. В обоих случаев нас должны интересовать потребности процессов в ресурсах, в том числе трудовых, интеллектуальных, административных и пр. Плюс потребуется учесть длительность процессов.
На третьем шаге, когда понятно движение ресурсов, можно просчитать динамику кредиторской и дебиторской задолженностей — одна потребляет денежные ресурсы, вторая возвращает их в компанию. И оценить достаточность собственных средств, возможности по управлению свободными деньгами или необходимость в заимствованиях. Для всех подразделений сразу, как для одного процесса непрерывного движения столь ценимого всеми «универсального» ресурса — денег.

Так строится базовая плановая модель. И на четвертом шаге нужно проверить модель на «прочность» — посмотреть, что же будет в следующем году нового во внешней среде. Какие изменения нас ждут, как они повлияют на наш бизнес и составляющие его процессы. Без четвертого шага план может быть будет нежизнеспособен.

При полном взаимопонимании всех участников в ходе предварительных совещаний результат планового процесса был всегда один – несогласие с результатами. Далее следовал неизбежный Приказ о строгом исполнении бюджета. Все участники процесса имели собственные цели, исповедовали разные подходы, использовали разную терминологию и несовместимые инструменты. И работа над бюджетом только разъединяла их.

Это кейс представляется несколько сложнее предыдущего. В качестве решений рассматривалось совершенствование планирования, повышение исполнительской дисциплины и внедрение инструментов планирования и контроля, интегрированных в производственный процесс компаний. Обсуждался вариант приглашения консультантов, разработки проекта и внедрения новейших технологий и программ в управления компанией. И еще нужен был простой и наглядный инструмент сравнения плана и факта… Но, это было дорого и долго, поэтому решение откладывали. А в текущем году издавали Приказ.

Решение кейса воспринималось компаниями как дополнительные расходы без экономических выгод. Есть у этого кейса не такое неэффективное решение? Для полноты картины рассмотрим третий кейс.

 

Метки: управление финансами
Предыдущий

Что должен содержать документ под названием Стратегия

Следующий

Бизнес-оптимизация. Ошибки при оптимизации бизнес-процессов.

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
ошибки при оптимизации бизнес-процессов

Бизнес-оптимизация. Ошибки при оптимизации бизнес-процессов.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!