Основным продуктом современного учета является временной срез бизнес-процессов компании. Хорошим аналогом такого временного среза является поперечный срез дерева. Он дает представление о дереве. Но не даст, представление о том, как в дереве движутся питательные соки и продукты фотосинтеза. Чтобы понять, что происходит с деревом, надо его «разрезать» не поперек, а вдоль. Только продольный срез дерева позволит увидеть движение соков и правильно оценить текущее состояние и перспективы дерева в целом. То же самое можно сказать о компании — оценить ее состояние можно только «разрезав» бизнес-процессы вдоль времени выполнения процесса.
Часть 4. Анализировать «вдоль» бизнес-процессов, а не «поперек»
Сейчас сложно представить компанию без средств автоматизации. На старте любой автоматизации использовались стандартные программы. Они могут / должны дорабатываться по мере необходимости. По мере развития бизнеса стандартные средства (даже доработанные) перестают устраивать компанию. Она «вырастает» из них, укрепляется в своем бизнесе и начинает испытывать потребность в новом, адаптированном для ее целей инструменте автоматизации.
Это достигается основательной переработкой стандартной программы или настройкой более мощного (иногда на вырост) продукта ERP-типа (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия). Специально обученные люди в техническом задании на разработку или настройку описывают требования к программе, разрабатывают и внедряют новый продукт. На этом уровне развития компании используют продвинутые инструменты автоматизации производственных процессов и развивает отношения с клиентами, внедряя CRM-продукты (Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами).
Автоматизация вплоть до этого уровня нужна для «убийства» рутинных учетных и производственных операций.
Следующий уровень развития инструментов – автоматизация бизнес-процессов, их настройка и изменение. Сначала внедряются стандартизированные процессы и BPD-инструменты (Business Process Design, разработка/внедрение бизнес-процессов). Хотя бизнес-процессы в целом единообразны для конкретного бизнеса, в силу специфики направления внутри бизнеса, ниши или размера компании, проявляются отличия в организации работы компаний. Эти отличия реализуются в рамках BPR-систем (Business Process Reengineering, реинжиниринг бизнес-процессов). Средства моделирования бизнес-процессов и имитационные модели бизнеса, предлагаемые разработчиками, помогают повысить эффективность проектов реинжиниринга.
Вершиной этого уровня является самостоятельное понимания бизнеса и изменения бизнес-процессов в силу этого понимания. Для этого используются интерактивные продукты, которые позволяют в режиме on-line из вербального описания новых процессов получить автоматизированные инструменты их сопровождения. Специально обученные люди на этом этапе переводят вербальное описание на язык инструментов разработки.
Автоматизация на этом уровне является средством управления компанией. Еще один уровень автоматизации – работы с информацией. Информацией обо всем, что может повлиять на бизнес компании. О состоянии компании, внешней среды и технологий. Информация в виде отчетов, анализов, прогнозов и новостей. Результат развития этого уровня — информация, обработанная и препарированная для руководства компании, представленная в виде информационных панелей разного вида и содержания. Выбор данных и графики для панелей – практически не ограниченное поле сражений для консультантов.
На этом уровне принимаются решения об изменениях бизнеса компании, изменениях в восприятии ее клиентами, партнерами и инвесторами. Это уровень индивидуальности и уникальности компании.
Граница между уровнями автоматизации прочерчена достаточно жирно. У каждого уровня свои цели и потребители. У каждого своего места в пирамиде управления. На первом уровне автоматизации находятся учетные данные, на втором – бизнес-процессы. Данные, которыми оперирует третий уровень определить сложнее, но можно описать их как представление о бизнесе компании.
Каждая из современных компаний обладает инструментами, расположенными на всех уровнях автоматизации. Уровень развития их может существенно отличаться, но все они используются для выживания и / или успеха в бизнесе. Все они содержат свою часть информационного «тела» компании. Нам же, для использования всего богатства данных, нужен некий скелет или каркас, для соединения частей в единую модель бизнеса компании. В отличие от имитационной модели, используемой в реинжиниринге бизнес-процессов, нам потребуется модель, которая в состоянии объединить данные о прошлом, настоящем компании и представления о ее будущем. Ее можно определить, как робота, обученного на данных компании и действующего в соответствии с представлениями о поведении компании.
В качестве скелета удобно использовать бизнес-процессы компании в состоянии, используя терминологию корпоративного управления, «Как Есть». Здесь есть прямая аналогия с дизайном бизнес-процессов, с одним отличием, — состояние «Как Есть» будет использоваться для «обучения» робота в календарном интервале «до сегодняшнего дня», а в интервале «после сегодняшнего дня» будет применяться варианты состояния «Как Будет».
Интеграция учетных данных и бизнес-процессов в настоящее время не имеет решения. В качестве распространенной причины называется «посмертная» природа учета, а выход видится в его «улучшении». Т. е. внедрении «живого» оперативного (или управленческого) учета. Действительная проблема интеграции в информационное «тело» заложена в родовом недостатке исторически первого учета — бухгалтерского. Он же перешел из бухгалтерского во все остальные учеты, в частности в оперативный. Недостаток — это отсутствие в учете времени, как равноправного измерения бизнеса, наравне с количественными или ценовыми показателями. С 4-го века до нашей эры до 20-го нашей в этом не было необходимости. И только к 90-ым годам 20-го столетия сформировалось представление о бизнесе как о процессе. Роль временных показателей бизнес-процессов, в том числе и скорость их изменения, стали осознаваться в полной мере. Во множестве компаний были сформированы подразделения, работающие с бизнес-процессами. Результатами работы подразделений является формализация бизнес-процессов на электронных и бумажных носителях и, частично, реализация их в автоматизированных системах. Но практический, рабочий учет в основном объеме продолжает вестись в рамках бухгалтерского и производных от него учетов.
Бизнес, как набор хозяйственных операций, имеет свой учет и описание. А бизнес, как совокупность процессов, своего стройного учета не имеет. Множество нотаций бизнес-процессов нашли применение в автоматизации процессов, но не в практическом учете. Как к инструменту фиксации событий хозяйственной деятельности к такому учету претензий нет. А как к инструменту управления бизнес-процессами – есть.
Основным продуктом современного учета является временной срез бизнес-процессов компании. Хорошим аналогом такого временного среза является поперечный срез дерева. Он дает представление о дереве. Но не даст представление о том, как в дереве движутся питательные соки и продукты фотосинтеза. Чтобы понять, что происходит с деревом, надо его «разрезать» не поперек, а вдоль. Только продольный срез дерева позволит увидеть движение соков и правильно оценить текущее состояние и перспективы дерева в целом. При написании текста ни одно дерево не погибло :-).
То же самое можно сказать о компании — оценить ее состояние можно только «разрезав» бизнес-процессы вдоль времени выполнения процесса.
Особенность интеграции с учетными данными для наших целей состоит в том, чтобы наложить их на процессы с учетом определения процессов как «регулярно повторяющейся последовательности взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды».
При этом очевидно, что не все бизнес-процессы компании могут быть проявлены с помощью наложения учетных данных. Изрядная их часть не имеет отражения в учете или алгоритмах автоматизированных систем и находится исключительно в головах сотрудников. Частично, учетные данные таких процессов могут находиться в локальных записях сотрудников. В этом случае локальные записи могут приобретать для наших целей статус учетных данных. Степень влияния на бизнес таких «без ресурсных» процессов должна быть оценена руководителем соответствующих подразделений или самими сотрудниками. Их можно будет «заложить» в робота в нотации стандартной потоковой диаграммы и наполнять учетными данными по мере оценки важности этих процессов.
Итак, правильный срез учетных данных, уложенный вдоль бизнес-процессов, дает представление о прошлом компании, определяет ее настоящее и влияет на будущее. Дальше посмотрим, как может интегрировать наш робот представления о компании. Т.е. то, что не имеет четких формулировок и материального носителя.
Предыдущий кейс смотрите по ссылке >