Содержание
На очередном семинаре в очередной раз разгорелся очередной жаркий спор между “тупоконечниками” и “остроконечниками”. С какого конца разбивать яйцо? Что важнее для компании, что первично – финансы или бухгалтерия?
Главбух утверждает, что без него весь бизнес остановится. Кто обеспечивает легитимность, оформляет первичные документы, проводит платежи, разбирает накладные и договаривается с фискальными органами? Не будет бухгалтерии – вся работа остановится.
Финансист убежден, что главное – собственно, бизнес. А оформление документов и разборки с налоговой – обслуживание реальной работы.
Жаркий диспут перерастает в крики. Собеседники часто не слышат и не понимают друг друга. Попробуем найти свою правоту и зерно истины в позиции каждой стороны.
- Нужно ли генеральному директору/собственнику бизнеса понимать насколько эффективны текущие продажи, сколько денег от покупателей поступит до конца месяца, хватит ли оборотных средств для самых необходимых платежей – зарплата, налоги, основные поставщики, аренда офиса, связь?
- Хотим ли мы иметь проблемы с налоговой? Заблокированные счета, невозможность получить необходимый кредит или оформить договор с покупателем?
Жаль, что все, кто точно знает, как управлять страной, лечить людей и выстраивать бизнес, уже работают таксистами, грузчиками и парикмахерами.
Хорошо, когда за твоим автомобилем следит толковый шофер. Он вовремя помоет машину, оформит страховку, поменяет летние шины на зимние. Возможно, даже заменит тормозные колодки. А проведет ли капитальный ремонт двигателя или, все-таки, загонит машину на сервис? Как всякое серьезное дело, финансовое управление бизнесом требует профессиональных знаний. Профессия финансиста от бухгалтера отличается не менее, чем водитель от автослесаря.
Отметим только некоторые принципы, ставящие спорщиков по разные стороны баррикад.
Руководителю неактуален посмертный учет
В идеале – все документы оформлены и подписаны оперативно. Своевременно проведены в 1С и отражены в бухгалтерском учете. Кто-нибудь верит в такую сказку? Остались ли в нашей стране Маниловы с их прожектами?
Жизнь вносит свои коррективы. Руководитель проекта уехал на переговоры с покупателем и уже неделю не может сдать подписанный акт в бухгалтерию. Менеджера, ведущего переговоры с клиентом и согласовавшего ожидаемые сроки отгрузки и платежей нельзя пускать оформлять документы в 1С – месяц назад он такого наворотил, бухгалтерия два дня исправляла косяки. Пока все не выверено и не исправлены ошибки, лучше не смотреть баланс. Подождите до 15 марта закроем февраль и можете смотреть отчеты. Но директор должен принимать решения уже сейчас. Ему нужна оперативная информация, в идеале «до бухгалтерии» и, тем более, не дожидаясь пятнадцатого числа, когда поезд уже ушел…
Без бумажки ты букашка
Если не получили счет от телекоммуникационной компании, значит ли, что мы не пользовались мобильным телефоном и интернетом? Если бухгалтерия не провела накладную, мы не пользовались офисом и электричеством? В финансах реальный бизнес процесс всегда важнее первичного документа. И отсутствие подписанной бумажки не означает, что мы не использовали ресурсы и не должны учитывать соответствующие затраты. Финансы – объективная модель бизнеса. Здесь господствует приоритет экономической сути над первичкой. Может ли бухгалтерия принять затраты и уменьшить налогооблагаемую базу без правильно оформленной накладной?
У каждого свой взгляд
Посмотрите на оборотно-сальдовую ведомость 1С. Несколько счетов расчетов с покупателями и поставщиками (60 и 62 счета), пять-семь 68-х и 69-х счетов. Наиболее ценная управленка – продажи и затраты, проведена по нескольким 20-м и 90-м (91) счетам.
Сравним с финансовым учетом. Какая информация наиболее востребована и актуальна? Разбивка продаж и расходов по статьям управленческого учета. Минимум 20-30 статей. В разрезе центров ответственности и проектов – обычно не менее нескольких десятков. А статьи активов и пассивов часто могут подождать регламентных процедур подведения итогов месяца, если не 15-го, то, как минимум, 5-го числа.
В оборотке 1С 90% не относится к оперативному финансовому учету, а сотни статей управленческого учета сведены к 5-7 строкам ведомости.
Часто даже по активам и пассивам бухгалтерский смысл может существенно отличаться от финансового. Что является дебиторской задолженностью покупателя? Неоплаченная отгрузка – дебетовое сальдо 62 счета. Что важно финансисту – ожидаемые поступления от покупателей в ближайшую неделю, месяц. А сальдо 62 счета не учитывает ожидаемые авансы. Да и не так-то просто из дебиторки выделить ожидания в ближайшую неделю или месяц.
И вместе им не сойтись никогда
Прав был Киплинг – трудно свести воедино разные взгляды, разные токи зрения, разные подходы. Но, ведь одно дело делаем, правда? Вместе строим бизнес, вместе обеспечиваем работу коллег, в т.ч. тех, кто зарабатывает деньги на всех. Может, лучше не тянуть одеяло на себя, а сотрудничать и помогать друг другу?
«От этой картины много пользы – она дырку в обоях закрывает». Финансовый директор может так организовать работу своей службы, что и коллеги ему существенно помогут, и он сам принесет немало пользы смежникам.
Немало первичных транзакций для управленческого учета можно взять и в 1С, и в CRM, и в системе согласования платежей и внутреннего документооборота. С другой стороны –инструменты финансового учета помогут стимулировать продажи, обеспечить своевременное поступление денег от покупателей, наладить бюджетирование и эффективную систему мотивации персонала.
Призыв кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно» не утратил актуальности. Как организовать эффективное сотрудничество и взаимодействие? Как не дублировать функции, а заниматься общим делом и реально помогать коллегам?
Ты помнишь, как все начиналось
Каждый должен заниматься своим делом – водитель управлять автомобилем, автослесарь – ремонтировать его. Но водителю не помешает разбираться как устроен автомобиль, а хорошему слесарю не помешает искусство вождения. Финансисту полезно досконально разбираться в бухгалтерском учете, а главбуху и руководителю знать хотя бы принципы бюджетирования, прогнозирования, PL и KPI.