Содержание
У компании должно быть что-то важнее денег. Чтобы клиенты покупали не продукт или услугу, а ценность, которую принесет продукт или услуга. Для этого важно определить миссию бизнеса. И чем раньше, тем лучше.
На фундаменте миссии бизнеса вырастают ценности и принципы компании. На основе принципов и ценностей формируется стратегия и цели бизнеса. На основе миссии, ценностей, принципов, целей и стратегии, выстроится коммуникация, в том числе маркетинг и PR – то, как вы будет общаться с клиентами в чатах и рекламировать свой продукт.
Вывод: крутая бизнес-миссия = крутое все остальное
Зачем нужна миссия бизнеса? Какую задачу решает?
1. Миссия – это «зачем» бизнеса.
На основе миссии разрабатывают стратегические цели компании и средства достижения этих целей. Можно сказать, бизнес делает ежедневные выборы на основе миссии бренда. Миссия сужает коридор.
2. Миссия создает ценность продукта
Представьте, что вы в зале, где экран – сообщение. Его транслируют на основе миссии. А все, кто сидит в зале – ваша аудитория. А те, кто за пределами аудитории – все остальные. Люди в зале уже пришли к вам с интересом к вашей миссии. Их не нужно убеждать в важности продукта, они пришли сами, потому что у них те же ценности.
3. Миссия важна для внешней коммуникации бизнеса
Организация растет, увеличивается количество каналов коммуникации и сотрудников. Сотрудники должны понимать, какое ключевое сообщение несет компания. Чтобы не руководствоваться шаблонами и скриптами, а принимать самостоятельные решения, отталкиваясь от ценностей бизнеса. Определить ключевое сообщение и принцип мышления как раз помогает миссия.
Формулировка и определение бизнес-миссии
Вы можете начать бизнес из импульса, до конца не осознавая, почему для вас важно делать лучший маникюр в городе или помогать репетиторам найти больше клиентов. Миссия со временем может сформироваться сама по себе – из того, как вас назовут конкуренты, из того, что скажет клиент, из того, что случился какой-то инсайт на конференции.
Важно искать миссию. Потому что без миссии нехорошо.
Разработка бизнес-миссии
- Один из способов найти миссию – изучить миссии других компаний, посмотреть, что откликается, что близко. На основе этого придумать (не скопировать, а придумать) миссию собственного бизнеса.
- Иногда работает от обратного. Посмотрите на компании, на которые вы точно-точно не хотите быть похожими. Подумайте, почему. Возможно, в ваших ответах появятся зачатки миссии.
- Кажется, если исхитриться, можно сказать, что миссия бренда – это вдохновительная идеализированная версия УТП. Что отличает вас от конкурентов?
Вокруг невероятное количество товаров и услуг. В офлайне, в онлайне, где угодно. Просто давать крутой товар или услугу недостаточно. Люди идут к людям, не к услугам, они ищут ценности, а не товары. Принимать решение, основываясь на ценностях, проще, чем отталкиваясь от ассортимента.
Бонус: заметки о миссии бизнес-проекта с форума «Атланты-Сити 2»
В ноябре 2019 года мы неполным составом команды МТС Маркетолога были на бизнес-форуме «Атланты–СИТИ 2». Первый день форума был целиком посвящен определению миссии бизнеса.
На тему миссии на форуме дискутировали бизнесмен и врач Марк Курцер, 182 номер в списке Forbes, бизнесмен Роман Авдеев, номер 61 в Forbes, бизнесмен Роман Троценко, 59 в списке богатейших бизнесменов России, социальный предприниматель Гузель Санжапова, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, психолог и публицист Александр Асмолов. Есть, к кому прислушаться, если делаешь своё дело.
Делимся заметками и инсайтами по теме.
1. Главная тема дискуссии: что первично: деньги или смысл? Для кого-то из участников форума деньги – инструмент в работе над важными вещами. Для кого-то миссия – вынужденный инструмент, с которым можно зарабатывать больше.
2. С одной стороны, предприниматели уделяют много внимания теме миссии и целей, особенно много думают о социальных целях и подходах ESG (Environmental, social and corporate governance (Экология, социальная ответственность, управление)) в бизнесе. С другой стороны, миссии компаний сложные, заумные и однотипные. В них мало конкретики.
Филипп Гузенюк – архитектор форума и коуч говорил, что истории – это слова с кинетической энергией и что лидер постоянно работает сторителлером. Одним из упражнений он предложил – вспомнить живую историю о том, в какие моменты в компании проявляются ценности.
3. Главное в миссии – не обманывать себя. Неправильная миссия может быть фатальна для компании. Если миссия неверная, может поехать стратегия бизнеса, если поедет стратегия бизнеса, может поехать целый бизнес.
Не ищите миссию в лоб. Поиск миссии – вопрос ответственности (не почему, а ради чего вы делаете свой бизнес?) Получать удовольствие от работы невозможно, если нет смыслов. Вот, например, как выглядит миссия МТС Маркетолога.
Опыт показывает, что миссия компании далеко не всегда очевидна. Основатели компаний создают их интуитивно, отталкиваясь от минутных идей или болей клиентов, стараются решить конкретную проблему рынка на практике и не задумываются о своем «зачем»?
Осознание миссии может прийти не сразу, миссия может быть изначально ошибочна. На первом этапе важно просто постоянно задаваться вопросами «Зачем это все существует?» На чем построен бизнес, его позиционирование понятно? Отсутствие миссии или неверное определение миссии может привести проект не туда, разрушить целый бизнес.
Важно понимать, что миссия и цель компании – это разное. Миссия – это то, ради чего вы занимаетесь бизнесом, зачем он вам. А цель – это то, куда вы придете благодаря миссии.
Автор: Валя Матвеева
Источник: материалы сайта marketolog.mts.ru