Системный подход часто упоминается в связи с задачами организационного развития: системный подход к решению проблем компании, системный подход к проведению изменений, системный подход к построению бизнеса и т.д. В чем смысл подобных утверждений? Что такое системный подход? Чем о отличается от “несистемного” подхода?
Попробуем разобраться.
Начнем с определения понятия “система”. Рассел Акофф (в книге “Планирование будущего корпорации”) дает следующее определение: “Система – это совокупность двух или более элементов, отвечающая следующим условиям:
- поведение каждого элемента влияет на поведение целого,
- поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы,
- если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо”.
Таким образом система – это такое целое, которое нельзя разделить не независимые части. Любая часть системы, будучи отделенной от нее, теряет свои свойства. Так рука человека, отделенная от его тела не может рисовать. Система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у ее частей. Например, человек может сочинять музыку и решать математические задачи, но никакая часть его тела на это не способна.
При системном подходе к решению практических задач любой предмет или явление рассматриваются как система и одновременно как часть некоторой более обширной системы. Акофф определяет системный подход в познавательной деятельности следующим образом:
- Идентификация системы, частью которой является интересующий нас предмет.
- Объяснение поведения или свойств целого.
- Объяснение поведения, свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли и функций в большей системе, частью которого он является.
Другими словами, столкнувшись с какой-либо проблемой, менеджер, мыслящий системно, не бросается искать виновного, а выясняет прежде всего какие внешние по отношению к рассматриваемой ситуации условия вызвали эту проблему. Например, если разгневанный клиент звонит по поводу срыва сроков поставки оборудования, то наиболее очевидной реакцией представляется наказание производственного персонала, своевременно не выполнившего заказ. Однако, если разобраться, то корни проблемы могут быть обнаружены далеко за пределами производственных процессов, когда требования к заказанному оборудованию не были четко определены в спецификации, неоднократно изменялись в ходе работы, а при заключении договора продавцы установили нереальные сроки, без учета специфики заказа. Кого же здесь наказывать? Скорее всего, нужно изменять систему продаж и управления заказами!
Эта тема богата смыслами. Здесь многое можно сказать … Оставлю в качестве задела для будущей статьи.