Содержание
Многочисленные теории управления бизнесом предлагают собственникам массу способов для эффективного менеджмента, но все они так или иначе сходятся в одном: управлять можно или проектами, или персоналом. Причем держать под контролем обе сферы получается только на начальном этапе развития бизнеса. Выбор варианта управления бизнесом зависит в первую очередь от качеств самого владельца.
Управление проектами
Этот вариант возможен в случае, если у владельца бизнеса хватает компетенций и времени для понимания сути самих проектов. Проектный менеджмент как современная научная дисциплина появился еще в 50-х годах прошлого века, и в его основе лежали методики структуризации работ и сетевого планирования, где содержалась информация о ролевом распределении в проекте, подходах к управлению его жизненным циклом, целях и критериях оценки успешности.
Затем появились процедуры управления проектами и отдельная методология самих проектов, которую мы сейчас попробуем разобрать, кратко описав наиболее популярные техники. В жизни они работают не так, как на бумаге. Чтобы их внедрение было эффективным, нужно не свято верить в ритуалы, превращая проектный менеджмент в карго-культ “хочу, как у них, поэтому буду делать так же”, а комбинировать лучшее и искать собственный путь.
Agile. Это так называемый “гибкий” подход к организации работы и система установок, ориентированных на командную работу, тесное межличностное взаимодействие и строгое разделение личной ответственности. Agile способен сократить количество нерациональных и неэффективных действий и помочь команде выполнять работу быстрее. Этот подход хорош в условиях высокой неопределенности и для творческой командной работы. Правда, узкоспециализированные специалисты для такого метода не совсем подходят — здесь нужен многофункциональный состав, который сможет работать с разными частями проекта комплексно.
SCRUM. Еще один представитель семейства “гибких” подходов, который применяется в случаях, когда необходимы скорость и гибкость при реализации проектов. Отличительной чертой SCRUM является постоянное взаимодействие с заказчиком проекта, необходимое для того, чтобы у клиента была возможность оценивать промежуточные результаты, а команда могла вносить изменения в сам процесс. Множество современных подходов к бизнес-менеджменту основаны на принципах этого метода.
Канбан. Данный подход отлично иллюстрируется на примере облачных систем управления проектами вроде Trello или Битрикса, где реализована система карточек. Каждая карточка содержит информацию об отдельном проекте и наборе исполнителей. После завершения каждого из процессов работа передается по цепочке к следующему ответственному сотруднику. Так достигается полная прозрачность и четкая структуризация производства, где у каждого есть своя зона ответственности.
Kaizen. Этот метод основан на постоянном совершенствовании и оптимизации работы процессов производства, вспомогательных структур и каждого отдельного сотрудника. Для достижения результата применяются инструменты стандартизации, которые помогают устранить потери в процессах, причем для этого не требуется внушительных затрат, так как работа основана на взаимодействии с имеющимися ресурсами. Реорганизация состава исполнителей проекта — как один из примеров кайдзен-подхода.
6 сигм. Эта концепция представляет собой четкую схему реализации проектов и непрерывного улучшения каждого из процессов. Для его применения необходимо определить цели, проанализировать их и на основе полученных количественных данных принять решения по оптимизации производства. Методология 6 сигм хорошо показывает себя на дистанции при реализации трудоемких процессов, где есть множество сложных операций. Он позволяет постоянно учиться на ошибках и повышать эффективность работ.
Управление сотрудниками
Этот подход предполагает качественный кадровый менеджмент и целесообразен, если для понимания сути проектов компетенций или времени не хватает. Например, если знания владельца потеряли свою актуальность или же проектов слишком много, чтобы их все эффективно контролировать. Среди наемных сотрудников бытует мнение, что “хороший начальник — это тот, который не мешает хорошим людям работать”. Отчасти она верна, но вот без грамотного начальника даже самый “хороший” сотрудник рискует превратиться в свой полный антипод.
Структура кадрового менеджмента выглядит примерно так:
- организационное планирование. Оно предполагает распределение ролей в проекте и четкое регламентирование зон ответственности и отчетности;
- подбор персонала для работы над проектом;
- развитие команды — «прокачка» индивидуальных и командных навыков, направленная на улучшение качества работы.
Какие проблемы присущи кадровому менеджменту
В управлении персоналом, как и в работе любой структуры, встречаются сложности. Вот основные из них:
— самоуправление командой проекта (ее формирование, развитие и возможные проблемы с расформированием); — разрешение производственных конфликтов;
— коммуникативные проблемы между участниками проекта и представителями других отделов;
— необходимость проверки уровня компетентности сотрудников;
— формирование лояльности со стороны персонала.Остановимся подробнее на двух последних пунктах, ведь все-таки принцип “доверяй, но проверяй” является одним из наиболее важных в контексте обеспечения эффективности работы не только отдельно взятой команды, но и всей компании.
Как оценить лояльность и компетентность сотрудников
Лояльное отношение сотрудников к компании проявляется в эмоциональной привязанности к организации, приверженности ее ценностям и осознании целей и задач компании как своих собственных.
Оценить уровень лояльности персонала можно стандартными способами:
- проведя опрос или анкетирование;
- проведя интервью с представителями отделов, где замечены наиболее острые проблемы с лояльностью;
- контролем служебной переписки с помощью различных DLP (Data Loss Prevention) систем.
Еще более эффективными способами являются:
- интервью с уволенными сотрудниками;
- мониторинг отзывов о работе в компании в Рунете;
- “контрольные закупки” с предложением “закулисных” переговоров с сотрудниками компании;
- использование нестандартных средств контроля лояльности персонала.
Что касается компетентности, то оценить уровень соответствия сотрудника занимаемой должности можно при помощи периодической аттестации. Для этого в компании должны быть разработаны требования, относительно которых и будет производиться оценка следующих показателей:
- производительность труда;
- качество работы;
- соответствие личностных характеристик профилю компании;
- наличие дополнительных навыков и умений;
- стремление к личностному росту и профессиональному развитию.
Но стоит понимать, что компетентность не гарантирует лояльное отношение сотрудника в компании. А это достаточно большая проблема, ведь пусть и грамотный, но не “горящий” идеями предприятия человек в любой момент может уйти. Его уход может как повлечь за собой репутационные потери, так и спровоцировать проблемы в контексте информационной безопасности.
К примеру, недовольный условиями менеджер из отдела продаж при переходе в другую компанию может “прихватить” с собой базу клиентов и всеми силами переманивать их к конкурентам. Или же сотрудник, ранее занятый в работе над уникальным проектом, может при приеме на новое место работы похвастаться идеями и наработками, посчитав свой уровень причастности достаточным, чтобы считать этот проект своим.
Чтобы не допустить утечки информации, стоит обратиться к услугам безопасного центра обработки данных (ЦОД), доступ к которому может осуществляться только с авторизованных офисных устройств и который позволит управлять уровнями доступа к данным компании администратору.
Источник: материалы сайта habr.com