При всем многообразии бизнес-организаций существуют закономерности предопределяющие линии развития каждой из них. Разбитые на последовательные этапы эти линии образуют кривую «жизненного цикла» конкретной компании. Этой третьей из пяти диагностических проекций, рассматриваемых в курсе обучения, был посвящен мастер-класс «Корпоративная культура и этапы развития компании».
При разработке мастер-класса и создании соответствующей методики использовались базовые идеи методологии Ицхака Адизеса, известной как «теория жизненного цикла». В тоже время содержательное наполнение данной темы обогащено многолетним опытом по проведению организационной диагностики и практическому консультированию различных российских компаний. Это позволило нам уточнить и более гармонично соотнести этапы «жизненного цикла» с подходами «спиральной динамики».
Основное время проведенного мастер-класса было посвящено ответам на следующие вопросы:
- Каким закономерностям подчиняется развитие каждой организации?
- Как определять, на каком этапе жизненного цикла находится компания?
- Как определить тип корпоративной культуры, наиболее продуктивный для каждого этапа?
Более детально были рассмотрены наиболее важные этапы восходящей линии «жизненного цикла»:
- «Младенчество».
- «Детство».
- «Отрочество».
- «Юность».
- «Зрелость».
Их рассмотрение было проведено сквозь призму возникающих бизнес-задач, и проблемных особенностей на каждом из этапов.
На наш взгляд, первичное понимание сущности и особенностей этих этапов, позволяют более глубоко понимать, как сам методический инструментарий, так и количественные результаты измерения т.н. «профиля жизненного цикла».
Участникам учебного курса «Диагностика корпоративной культуры»
Представленная методика предназначена для диагностики вышеуказанных этапов жизненного цикла компании (ЖЦК) с целью последующей оценки степени соответствия доминирующего этапа актуальной корпоративной культуре.
Созданная в едином методическом ключе методика обеспечивает возможности количественных сравнений получаемых результатов со всеми другими методиками проекта «Диагностика корпоративной культуры компании». Такой системный подход к оценке корпоративной культуры компании обеспечивает достижение поставленных диагностических задач и дает ясное понимание:
- актуального состояния корпоративной культуры;
- её соответствия внешней и внутренней среде;
- в чем проблемы культуры компании;
- в каких направлениях нужно действовать.
Ниже представлена логика построения всего учебного курса, одним из неотъемлемых элементов которого является оценка этапов жизненного цикла компании.
Основная мысль
Цитата: «… Не ожидайте трансформации на новые уровни, если все ещё существуют неразрешённые проблемы на этом уровне. Здравомыслящие люди ставят приоритет задачам, концентрируя внимание на проблемах, соответствующих их уровню существования…» Дон Бек и Крис Кован – основатели «спиральной динамики».