Вторник, Май 17, 2022
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Как рассчитать себестоимость, или почему финансы – не бухгалтерия

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
04.03.2019
в рубрике Управление финансами
0
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
736
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Почему в реальных компаниях не получается ориентироваться на себестоимость, автоматически рассчитанную в 1С. Продолжаем тему управленческого расчета себестоимости, начатую в предыдущих статьях. Рассмотрим проблему «на пальцах», без использования специализированных терминов.

Полгода назад я стал свидетелем разноса, акционером, устроенного своим линейным руководителям – продажникам, производственникам и главному бухгалтеру. Гневные тирады наполовину состояли из непечатных выражений. Если убрать ненормативную лексику и существенно смягчить остаток, то резюме будет примерно следующее:

  • Вы залезли ко мне в карман и растранжирили мои деньги. Почему выкатили цену клиенту на 15% ниже прошлого месяца. Мы работаем в убыток?
  • Маркетологи формируют отпускные цены, исходя из себестоимости, рассчитанной в 1С. По основным группам товара устанавливается прайс с согласованной наценкой. Нормативная цена на ткань уменьшилась почти на 40 %. Следовательно, себестоимость и прайс упали.
  • По результатам инвентаризации у нас образовались излишки ткани. Чтобы не показывать «фиктивную прибыль» и не платить налоги, излишки завели в 1С по нулевой цене. Программа автоматически уменьшила расчетную себестоимость ткани.

Не будем обсуждать правомерность заведения излишков по нулевой цене. Оставим на совести бухгалтерии разборки с налогом на прибыль. Попробуем выделить суть конфликтной ситуации.

  • Вряд ли стоит сомневаться в разумности подобной ценовой политики. Для получения прибыли надо продавать дороже себестоимости. Но если слишком завысить цену, то покупатель уйдет к другому. Надо пройти по «тонкой грани» между ценами конкурента и расходами на производство товара. Бизнес должен управляться не вслепую, а с пониманием, во что обходится создание продукции, и сколько зарабатываем на каждой позиции. Правило нормативной наценки достаточно распространённый, хотя и не единственный эффективный механизм ценовой политики.
  • Покупателям надо предлагать цены заранее. А себестоимость бухгалтерия аккуратно посчитает только в конце месяца. Причем, не факт, что на бухгалтерскую себестоимость можно опираться. Возможны скачки, как в сторону уменьшения, так и увеличения. В первом случае мы будем продавать себе в убыток. Во втором – рискуем потерять покупателей. Это Греф может уволить семнадцать тысяч сотрудников и потом сокрушаться, что автоматизация привела к миллиардным убыткам. Реальный управленец, особенно небольшого бизнеса, не может так рисковать.
  • Может отказаться от автоматизации? Назначить ответственного специалиста, хорошо знающего реальное производство. Пусть он будет следить за стоимостью каждого материала и вручную контролировать себестоимость? Лет двадцать назад пришлось столкнуться с удивительным руководителем. Босс был свято уверен, что личная ответственность и мотивация может решить любую проблему. Назначим премию за правильные циферки в отчетах, штрафы за неточности – и все в порядке. За год совместной работы мне так и не удалось донести до начальника простую мысль. При большом объеме информации и сложной ситуации ошибки неизбежны. Назначь ты штрафы в две трети зарплаты или премии в сто окладов – самые внимательные, знающие и аккуратные исполнители будут допускать промахи. Бывают специалисты, способные удержать в голове сотни взаимосвязанных параметров. Но на все предприятия таких уникумов не хватит. Даже небольшая швейная мастерская или частный ресторанчик оперирует сотнями, если не тысячами ингредиентов. Все контролировать вручную – утопия.

А есть ли выход?

Статистика десятков проектов контроля себестоимости показывает, что универсального решения для всех не существует. Для тех, кто занимается обработкой фруктов, крайне важен сезонный фактор. Клубника в августе и клубника в декабре стоит по-разному. Для швейной фабрики колебания в стоимости материалов сравнительно редки. Можно зафиксировать основные цены и лишь в особых случаях контролировать их изменения. Для производства с большим количеством переделов и десятками тысяч комплектующих приходится применять интегральные формулы и статистический анализ. Пожалуй, каждый бизнес индивидуален. Оптимальные схемы нужно разрабатывать со специалистом, на кончиках пальцев понимающим производство. Конечно, опираясь на опыт подобных проектов. Если бы губы Никанора Ивановича, да приставить к носу Ивана Кузьмича. Чаще всего наиболее красивое и эффективное решение получается путем комбинаций известных приемов с небольшой адаптацией под реальный бизнес.

Так чем же все это закончилось?

В небольшой швейной мастерской, где разыгралась приведенная схема, все закончилось хорошо. Цены поставщиков действительно, менялись нечасто – такие колебания можно было контролировать вручную.

  1. Была выбрана точка «0». На эту дату рассчитали среднюю стоимость закупки материалов за последние 3 месяца (общая сумма за квартал / на кол-во). Экономист, хорошо знающий производство, проанализировал эту таблицу, внес предложения по ручной корректировке двух десятков (из четырех сотен) позиций, которые были согласованы всеми участниками процесса. Так была зафиксирована (не в 1С, а в отдельной базе) плановая себестоимость каждого материала – определена «константа».
  2. С руководством согласованы следующие правила игры:
  • по утвержденным материалам плановая себестоимость берется из «константы» никакие транзакции 1С не могут изменить эти суммы без соответствующего согласования;
  • по новым материалам плановая себестоимость считается как средняя цена закупки (с периода последнего согласования константы) в особых случаях (при планирование и формирование бюджета) плановая себестоимость новых материалов согласовывалась с экспертной оценкой;
  • налажен ежедневный мониторинг – отчет экономисту об отклонениях фактической закупке от плановой стоимости материалов. Если отклонение превышало заданные границы (по большинству позиций 3-5 %), то экономист анализировал причины такого отклонения и, при необходимости, готовил материалы предложения для согласования изменений плановой себестоимости;
  • в конце каждого месяца (при необходимости – чаще) собиралась комиссия Обсуждали вопросы изменения себестоимости, плановой наценки.

Результат – согласованный прайс лист и нормативная себестоимость на следующий месяц

Две-три недели понадобились на автоматизацию и внедрение процесса. Прошло два квартала. Акционер, финансисты и маркетологи контролируют основные экономические показатели. Разборки и скандалы прекратились. Налажен нормальный рабочий процесс.

Метки: внедрение управленческого учетаСебестоимость готовой продукцииУправленческий учетучетные проектыФинансовое управлениеЦеновая политикаэкономика и финансы
Предыдущий

Фундаментальные проблемы стратегического управления

Следующий

Почему сотрудники не хотят работать, и как решить эту проблему

Похожие Статьи

Управление финансами

Оценка инвестиций: методы оценки и показатели эффективности

28.10.2021
Система управления денежными потоками предприятия
Без рубрики

Система управления денежными потоками предприятия

03.09.2021
Управление финансами предприятия: методы и оценка
Управление финансами

Управление финансами предприятия: методы и оценка

01.09.2021
Следующий
Мотивация сотрудников

Почему сотрудники не хотят работать, и как решить эту проблему

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Бизнес подкасты “Русский Менеджмент”
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр КочневАлександр Кочнев (242)
  • Александр НауменкоАлександр Науменко (4)
  • Александра Муравьёва (1)
  • Андрей БурковАндрей Бурков (12)
  • Вячеслав ГригоровичВячеслав Григорович (6)
  • Дарья СиленокДарья Силенок (3)
  • Дмитрий КорнилинДмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий НаконечныйДмитрий Наконечный (7)
  • Марина БогомягковаМарина Богомягкова (1)
  • Марина СтупаковаМарина Ступакова (25)
  • Ольга АндрееваОльга Андреева (20)

Новые статьи

Стратегические решения: Удар в спину и Третий лишний

Стратегические решения: Удар в спину и Третий лишний

13.05.2022
7 внутренних ограничений для развития компании

7 внутренних ограничений для развития компании

12.05.2022
7 внутренних ограничений для развития компании

7 внутренних ограничений для развития компании

12.05.2022
Как овладеть процессным подходом за 2 дня. Часть 2

Как овладеть процессным подходом за 2 дня. Часть 2

12.05.2022

Метки

Информационные технологии Корпоративное управление Маркетинговое управление Проектное управление Стратегия Управление Управление проектами Финансовое управление бизнес-процессы корпоративная культура мотивация персонала стратегическое управление управление бизнес-процессами управление персоналом целевое управление
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

Подпишитесь прямо сейчас!