Содержание
Что такое SMART-цели
Критерии SMART при постановке целей
Measurable — измеримая;
Achievable — достижимая;
Relevant — значимая;
Time bound — ограниченная во времени.
Разберём требования более детально:
Specific — конкретная
● подразумевать один конкретный результат, а не несколько разных: например, повысить средний чек — это одна цель, а повысить средний чек и увеличить продажи — две разные цели.
Measurable — измеримая
Achievable или Attainable — достижимая
● Опираться на объективные показатели: например, предыдущий опыт или средние цифры по рынку. Бессмысленно ставить отделу продаж план в три раза больше, чем в предыдущем месяце, если до этого их показатели росли примерно на 20–30% в месяц.
Если поставить нереалистичную цель, есть риск не только не добиться нужных результатов, но и демотивировать команду — в следующий раз у сотрудников будет меньше стимулов, чтобы стараться.
Занижать цели тоже не стоит. Они должны быть амбициозными, чтобы компания росла, а команда развивала свои навыки.
Чем формулировка целей по SMART отличается от GROW
Обе системы можно использовать параллельно: например, раз в квартал расписывать сотрудникам индивидуальные цели по GROW, а затем переходить к планированию рабочих целей по SMART.
Как применять критерии методики SMART на практике
Изучить продукт и компанию, рынок и конкурентов. Найти проблемные места и точки роста — это могут быть продажи или мотивация сотрудников.
2. Сформулировать цели.
Для каждой проблемной точки должна быть одна цель с одним достижимым результатом.
3. Проверить цели на соответствие SMART.
Для этого последовательно задать вопросы:
● Достаточно ли конкретная и точная формулировка? Нет ли у неё двойного значения или расплывчатых определений?
● По каким KPI будет оцениваться результат?
● Реально ли достичь цели в указанные сроки и с имеющимися ресурсами?
● Как достижение этой цели поможет бизнесу? Соответствует ли она стратегии компании?
4. Назначить исполнителей.
Даже если цель ставится для всей команды, нужно обязательно выделить тех, кто будет отвечать за каждый этап и отчитываться о результатах. Иначе сотрудники будут перекладывать ответственность друг на друга.
5. Установить сроки и точки контроля.
Помимо финального срока, у больших задач могут быть промежуточные даты, чтобы проверять, как продвигается работа. Это позволит вовремя корректировать сроки, ресурсы или даже саму задачу, если вводные поменяются.
6. Зафиксировать договорённости.
После того как цель поставлена, нужно записать её и обозначить срок с помощью любого рабочего органайзера — например: Trello, Google Calendar или Jira.
Преимущества целей по SMART
● Простота.
Достаточно научиться один раз, чтобы пользоваться методикой постоянно.
● Удобство в применении.
Система постановки задач SMART помогает воплощать глобальные цели на практике: разбивать их на отдельные задачи и последовательно выполнять. Всегда можно вернуться на предыдущий этап, чтобы сотрудник точно понял, что от него требуется и как это сделать.
● Лёгкость в отслеживании результата.
Всё благодаря точным формулировкам, понятным KPI и срокам.
● Помощь в управлении командой.
Распределять задачи, мотивировать, добиваться поставленных целей по система СМАРТ и расти.
● Повышение мотивации.
Команда чётко понимает, в каком направлении движется, какие ожидания, как добиться результатов.
Единственный минус SMART — это человеческий фактор: если упустить хотя бы одну составляющую из пяти, ничего не выйдет.
Частые ошибки при постановке целей по SMART
Бывает так: руководитель поставил менеджеру задачу навести порядок в отчётности. Он ожидает, что на выходе получится единая система, где можно найти данные за любой период, с наглядными графиками. В итоге менеджер просто отсортировал все файлы по датам и пометил разными цветами. И в этом нет его вины: сотрудники не обязаны разбираться во всех деталях и схватывать на лету. Задача руководителя — объяснить всё так, чтобы каждый понял правильно. Это же касается сроков и инструментов, которые понадобятся для решения задачи.
Эту проблему можно решить, задав нужные вопросы в открытой форме.
Отсутствие гибкости
В процессе достижения целей, особенно долгосрочных, вводные могут меняться: например, стратегия компании изменилась, появилось больше исполнителей или урезали бюджет. Задача руководителя — отслеживать всё это и перестраивать цели. Иначе сотрудники потратят время и силы на задачи, которые уже неактуальны или нереалистичны. Иногда обстоятельства складываются так, что от цели и вовсе нужно отказаться. Например, в компании долго внедряли локальное ПО, для которого понадобились дополнительные серверы и служба поддержки. Но в процессе выяснилось, что гораздо удобнее и дешевле арендовать облачные серверы и сервисы у стороннего провайдера. Чем быстрее это получится выяснить, тем меньше ресурсов будет потрачено впустую.
Даже если у сотрудников есть всё, что нужно, цель сформулирована чётко и времени более чем достаточно, стимулов для выполнения цели может просто не быть.
Например, отделу техподдержки поставили цель: сделать так, чтобы клиенты чаще оставляли хорошие отзывы. Но никаких ощутимых преимуществ сотрудники за это не получают. В результате отзывов больше не стало. Тогда сотрудникам пообещали премию за каждые 100 положительных откликов. Они стали больше стараться, проявлять заботу о клиентах и просить их оставлять отзывы на сайте и в соцсетях.
Много разных целей в одной
Если задача слишком объёмная, она может оказаться не под силу исполнителю. Лучше разбить её на несколько задач или этапов и распределить между разными сотрудниками.
Нереалистичные сроки
Когда ставите сроки по задаче, закладывайте дополнительное время на случай форс-мажора.
Например, цель — запустить сайт интернет-магазина. Над ним работает команда из 15 человек, и руководитель команды утверждает, что они уложатся в пару месяцев. Его задача — трезво оценить ситуацию: в процессе кто-то может заболеть или уйти с проекта, тестировщики отловят слишком много ошибок или придётся добавить целый раздел. Лучше добавить минимум пару недель, чтобы точно уложиться в срок.
Примеры постановки задач по системе SMART
❌ Нет
|
✅ Да
|
---|---|
Улучшить результаты продаж.
|
Сделать так, чтобы сотрудники к концу года заключали на 50% больше договоров с новыми клиентами благодаря новым скриптам для продаж.
|
Изменить отношение сотрудников к работе.
|
Провести опрос и выяснить, каких стимулов не хватает сотрудникам, поменять систему мотивации и сравнить результаты через три месяца.
|
За три недели создать отдел из 50 IT-специалистов.
|
За полгода провести анализ рынка, выделить ресурсы для поиска и найма персонала, разработать систему мотивации для новых сотрудников, вырастить собственных специалистов с помощью образовательной среды.
|
❌ Нет
|
✅ Да
|
---|---|
Купить квартиру в Москве.
|
Купить квартиру за 10 млн рублей, в районе СЗАО и уложиться в 3 месяца.
|
Заняться здоровьем.
|
Каждые полгода проходить проверку у терапевта и трёх специалистов, выполняя их рекомендации по результатам.
|
Похудеть на 30 кг за две недели.
|
Похудеть на 15 кг за полгода, проконсультировавшись с диетологом и добавив три тренировки в неделю.
|
Система SMART в менеджменте полезна и для исполнителей. С её помощью можно проверить каждую цель, которую ставит руководитель, чтобы убедиться, что она выполнима, сроки реалистичны, а ресурсов достаточно.
Источник: материалы сайта practicum.yandex.ru