Как ставить цели и задачи по SMART

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
471
ПРОСМОТРЫ

Что такое SMART-цели

SMART — это методика постановки целей и задач в управлении. Суть методики в том, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми. Джордж Т. Доран, эксперт в области стратегического планирования, описал эту методику в статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» в 1981 году.При правильном использовании методика помогает компании расти и улучшать ключевые показатели, организовывать работу сотрудников и управлять командой.

Критерии SMART при постановке целей

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, они же — главные критерии для цели, которую ставят перед командой:
Пять критериев достижения цели по методике SMART:Specific — конкретная;

Measurable — измеримая;

Achievable — достижимая;

Relevant — значимая;

Time bound — ограниченная во времени.

Разберём требования более детально:

Specific — конкретная

Это значит, что цель должна быть сформулирована так, чтобы каждый понимал её одинаково и не пришлось углубляться в детали. Для этого цель или задача по SMART должны:● содержать точный ответ на вопрос «Что делать?» — например, повысить средний чек при заказе через сайт;

● подразумевать один конкретный результат, а не несколько разных: например, повысить средний чек — это одна цель, а повысить средний чек и увеличить продажи — две разные цели.

Measurable — измеримая

Результат должен иметь критерии для оценки — KPI. Например, увеличить средний чек на 30%. Если чек вырастет на 30%, то задача выполнена на 100%, а если на 15% — то лишь наполовину. Это поможет не только оценить, насколько справились с задачей, но и поставить цели на будущее, с новыми KPI.

Achievable или Attainable — достижимая

Это значит, что СМАРТ-цель должна:● Укладываться в реалистичные сроки. Невозможно удвоить показатели целого отдела за две недели, если раньше на это уходило три месяца.

● Опираться на объективные показатели: например, предыдущий опыт или средние цифры по рынку. Бессмысленно ставить отделу продаж план в три раза больше, чем в предыдущем месяце, если до этого их показатели росли примерно на 20–30% в месяц.

Если поставить нереалистичную цель, есть риск не только не добиться нужных результатов, но и демотивировать команду — в следующий раз у сотрудников будет меньше стимулов, чтобы стараться.

Занижать цели тоже не стоит. Они должны быть амбициозными, чтобы компания росла, а команда развивала свои навыки.

Relevant — значимая
Цель должна соответствовать глобальной стратегии и миссии компании. Например, перед компанией стоит цель выйти на новый рынок или повысить узнаваемость бренда. Будь то запуск кампании в соцсетях или коллаборации с другими брендами, каждая микроцель должна приближать к достижению глобальной.
Time bound — ограниченная во времени.
Оптимальные сроки для целей по SMART — три, шесть или 12 месяцев. Если выбрать слишком короткий срок, за это время будет сложно достичь каких-то значимых результатов. За более длинный, чем нужно, срок о цели могут забыть или она потеряет смысл. Если срок забыли обозначить, то сотрудники будут откладывать выполнение задач и переключаться на другие, с понятными приоритетами во времени.

Чем формулировка целей по SMART отличается от GROW

GROW — другая популярная методика постановки и достижения целей, придуманная стратегическими консультантами MCKinsey.
GROW используют в коучинге, чтобы разобраться, что происходит сейчас с сотрудником, какие кризисы он переживает и какие ресурсы есть, чтобы это преодолеть. Методика помогает в постановке индивидуальных целей и задач.Методика SMART больше ориентирована на постановку бизнес-целей для всей команды. Она опирается на объективную реальность и мотивацию сотрудников, чтобы использовать их для пользы компании.

Обе системы можно использовать параллельно: например, раз в квартал расписывать сотрудникам индивидуальные цели по GROW, а затем переходить к планированию рабочих целей по SMART.

Как применять критерии методики SMART на практике

Алгоритм постановки целей строится так:1. Провести исследование.

Изучить продукт и компанию, рынок и конкурентов. Найти проблемные места и точки роста — это могут быть продажи или мотивация сотрудников.

2. Сформулировать цели.

Для каждой проблемной точки должна быть одна цель с одним достижимым результатом.

3. Проверить цели на соответствие SMART.

Для этого последовательно задать вопросы:

● Достаточно ли конкретная и точная формулировка? Нет ли у неё двойного значения или расплывчатых определений?

● По каким KPI будет оцениваться результат?

● Реально ли достичь цели в указанные сроки и с имеющимися ресурсами?

● Как достижение этой цели поможет бизнесу? Соответствует ли она стратегии компании?

4. Назначить исполнителей.

Даже если цель ставится для всей команды, нужно обязательно выделить тех, кто будет отвечать за каждый этап и отчитываться о результатах. Иначе сотрудники будут перекладывать ответственность друг на друга.

5. Установить сроки и точки контроля.

Помимо финального срока, у больших задач могут быть промежуточные даты, чтобы проверять, как продвигается работа. Это позволит вовремя корректировать сроки, ресурсы или даже саму задачу, если вводные поменяются.

6. Зафиксировать договорённости.

После того как цель поставлена, нужно записать её и обозначить срок с помощью любого рабочего органайзера — например: Trello, Google Calendar или Jira.

Преимущества целей по SMART

● Прозрачность.Критерии SMART помогают снять возражения и ответить на все вопросы при постановке целей.

● Простота.

Достаточно научиться один раз, чтобы пользоваться методикой постоянно.

● Удобство в применении.

Система постановки задач SMART помогает воплощать глобальные цели на практике: разбивать их на отдельные задачи и последовательно выполнять. Всегда можно вернуться на предыдущий этап, чтобы сотрудник точно понял, что от него требуется и как это сделать.

● Лёгкость в отслеживании результата.

Всё благодаря точным формулировкам, понятным KPI и срокам.

● Помощь в управлении командой.

Распределять задачи, мотивировать, добиваться поставленных целей по система СМАРТ и расти.

● Повышение мотивации.

Команда чётко понимает, в каком направлении движется, какие ожидания, как добиться результатов.

Единственный минус SMART — это человеческий фактор: если упустить хотя бы одну составляющую из пяти, ничего не выйдет.

Частые ошибки при постановке целей по SMART

Завышенные ожидания

Бывает так: руководитель поставил менеджеру задачу навести порядок в отчётности. Он ожидает, что на выходе получится единая система, где можно найти данные за любой период, с наглядными графиками. В итоге менеджер просто отсортировал все файлы по датам и пометил разными цветами. И в этом нет его вины: сотрудники не обязаны разбираться во всех деталях и схватывать на лету. Задача руководителя — объяснить всё так, чтобы каждый понял правильно. Это же касается сроков и инструментов, которые понадобятся для решения задачи.

Эту проблему можно решить, задав нужные вопросы в открытой форме.

❌ Нет

Ты всё понял?К концу недели успеешь?

У тебя есть всё, что нужно для выполнения задачи?

Да

Расскажи, как ты понял задачу.Сколько тебе потребуется для каждого этапа?

Расскажи, какие инструменты ты планируешь использовать.

Если задать вопросы правильно, то сразу станет ясно, где потенциальная проблема и как помочь сотруднику её решить.

Сотрудник

Кажется, мне потребуется больше двух недель.

У меня есть только Excel и Google Таблицы.

Руководитель

Хорошо. Тогда поставлю месяц на выполнение этой задачи.Я попрошу администратора установить специальную программу и оплатить подписку на сервис, где всё это можно сделать автоматически и гораздо быстрее.

Отсутствие гибкости

В процессе достижения целей, особенно долгосрочных, вводные могут меняться: например, стратегия компании изменилась, появилось больше исполнителей или урезали бюджет. Задача руководителя — отслеживать всё это и перестраивать цели. Иначе сотрудники потратят время и силы на задачи, которые уже неактуальны или нереалистичны. Иногда обстоятельства складываются так, что от цели и вовсе нужно отказаться. Например, в компании долго внедряли локальное ПО, для которого понадобились дополнительные серверы и служба поддержки. Но в процессе выяснилось, что гораздо удобнее и дешевле арендовать облачные серверы и сервисы у стороннего провайдера. Чем быстрее это получится выяснить, тем меньше ресурсов будет потрачено впустую.

Отсутствие мотивации

Даже если у сотрудников есть всё, что нужно, цель сформулирована чётко и времени более чем достаточно, стимулов для выполнения цели может просто не быть.

Например, отделу техподдержки поставили цель: сделать так, чтобы клиенты чаще оставляли хорошие отзывы. Но никаких ощутимых преимуществ сотрудники за это не получают. В результате отзывов больше не стало. Тогда сотрудникам пообещали премию за каждые 100 положительных откликов. Они стали больше стараться, проявлять заботу о клиентах и просить их оставлять отзывы на сайте и в соцсетях.

Много разных целей в одной

Если задача слишком объёмная, она может оказаться не под силу исполнителю. Лучше разбить её на несколько задач или этапов и распределить между разными сотрудниками.

❌ Нет

Нужно повысить продажи в два раза и улучшить мотивацию сотрудников.

Да

1. Проанализировать статистику продаж за несколько месяцев.
2. Выяснить, когда и у какого сотрудника или продукта самые низкие показатели.
3. Разобраться в причинах: дело в сезонном спросе? Клиенты выпустили продукт лучше? Цена выше средней по рынку? Или дело в том, что у конкретных сотрудников страдает мотивация?
4. Предложить решения: поработать над продуктом, изменить цены, запустить акции или расширенные пакеты за ту же цену, изменить систему мотивации или провести для сотрудников тренинг.

Нереалистичные сроки

Когда ставите сроки по задаче, закладывайте дополнительное время на случай форс-мажора.

Например, цель — запустить сайт интернет-магазина. Над ним работает команда из 15 человек, и руководитель команды утверждает, что они уложатся в пару месяцев. Его задача — трезво оценить ситуацию: в процессе кто-то может заболеть или уйти с проекта, тестировщики отловят слишком много ошибок или придётся добавить целый раздел. Лучше добавить минимум пару недель, чтобы точно уложиться в срок.

Примеры постановки задач по системе SMART

Чтобы правильно ставить цели по методике SMART и избегать ошибок, нужно применять систему для каждой рабочей цели или задачи.
❌ Нет
✅ Да
Улучшить результаты продаж.
Сделать так, чтобы сотрудники к концу года заключали на 50% больше договоров с новыми клиентами благодаря новым скриптам для продаж.
Изменить отношение сотрудников к работе.
Провести опрос и выяснить, каких стимулов не хватает сотрудникам, поменять систему мотивации и сравнить результаты через три месяца.
За три недели создать отдел из 50 IT-специалистов.
За полгода провести анализ рынка, выделить ресурсы для поиска и найма персонала, разработать систему мотивации для новых сотрудников, вырастить собственных специалистов с помощью образовательной среды.
Методику SMART можно применять для личных целей:
❌ Нет
✅ Да
Купить квартиру в Москве.
Купить квартиру за 10 млн рублей, в районе СЗАО и уложиться в 3 месяца.
Заняться здоровьем.
Каждые полгода проходить проверку у терапевта и трёх специалистов, выполняя их рекомендации по результатам.
Похудеть на 30 кг за две недели.
Похудеть на 15 кг за полгода, проконсультировавшись с диетологом и добавив три тренировки в неделю.

Система SMART в менеджменте полезна и для исполнителей. С её помощью можно проверить каждую цель, которую ставит руководитель, чтобы убедиться, что она выполнима, сроки реалистичны, а ресурсов достаточно.

Источник: материалы сайта practicum.yandex.ru

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи