Среда, 21 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Стратегия

Модель «5 конкурентных сил» М. Портера

Консалтинговая компания iTeam Консалтинговая компания iTeam
11.09.2020
в рубрике Стратегия
0
Анализ конкурентов
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
808
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Привлекательность отрасли для притока инвестиций и возможность получать более высокую прибыль определяет конкуренция. Для анализа конкурентной ситуации наибольшую популярность приобрела модель «5 конкурентных сил» М. Портера, опубликованная им в 1980 г. в книге «Конкурентная стратегия».

Согласно данной модели уровень отраслевой конкуренции зависит от воздействия на деятельность организации пяти конкурентных сил:

  • уровень конкурентной борьбы, или внутриотраслевая конкуренция;
  • угроза вторжения новых участников;
  • рыночная власть покупателей;
  • рыночная власть поставщиков;
  • опасность появления товаров-заменителей.

Анализируя внутриотраслевую конкуренцию, менеджер должен выявить барьеры, существующие для вхождения компании на рынок. Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли. Уровень интенсивности конкуренции высок или растет в отрасли, если:

  • на рынке большое количество игроков и есть некоторое равенство в их объемах продаж;
  • наблюдаются невысокий рост или сокращение продаж на рынке, что приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга;
  • существует низкая дифференциация и стандартизация продукта в отрасли, что создает для потребителя бесконечное количество альтернатив выбора при решении о покупке и приводит к постоянному переключению потребителя от одного продавца (производителя) к другому. Отсюда возникает повышенная нестабильность получения будущих доходов и прибыли;
  • продукция относится к группе «скоропортящихся», что подстегивает продавцов (производителей) снижать цены и не предоставляет возможности «замораживать» товарные остатки.

Смысл угрозы вторжения новых участников состоит в том, что новые игроки внесут на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы и тем самым смогут спровоцировать изменение покупательского поведения и появление новых стандартов работы для действующих игроков. Вероятность появления новых конкурентов зависит от входных барьеров отрасли и скорости реакции действующих игроков. Последние ограничивают вхождение новых участников благодаря организации массового производства товаров и экономии на затратах за счёт этого, предлагая покупателям разнообразие товаров и услуг, формируя высокий уровень постоянных затрат и инвестиций, ограничивая доступ новым игрокам к каналам распределения и т. д. Например, в крупных продовольственных супермаркетах города сегодня с трудом можно найти на прилавках продукцию крестьянско-фермерских хозяйств.

Рыночная власть покупателей может осуществляется через предъявление с их стороны высоких требований к качеству товара и уровню сервиса, давление на уровень цен. Все это приводит к усилению конкурентной борьбы за покупателя, увеличению затрат и сокращению прибыли организации. Компания при разработке стратегии должна выбирать тех покупателей, которые наименее влиятельны на рынке.

Рыночная власть поставщиков. Поставщики являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводят к росту себестоимости готовой продукции и издержек производства. Существует четыре ситуации, в которых поставщики получают высокий уровень влияния на прибыль компании:

  • количество поставщиков в отрасли незначительно;
  • объем ресурсов, который производят поставщики, ограничен в объеме и во времени и не обеспечивает потребности рынка полностью;
  • издержки переключения на новых поставщиков высокие (что может быть связано с уникальностью сырья или с существующими обязательствами перед поставщиками);
  • отрасль не является приоритетной для поставщиков, и реализация в ней своих ресурсов не обеспечивает значимой доходности и дохода для поставщика.

Появление товаров-заменителей, или товаров-субститутов, ограничивает рыночную тенденцию — рост цен, т. е. возможность установления верхней границы рыночных цен, что снижает рентабельность компаний. Пока игроки рынка не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей, в отрасли будут иметь место невысокая прибыль и ограниченные темпы роста рынка. Особую угрозу для роста прибыли компании представляют следующие виды товаров:

  • товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена – качество»;
  • товары-заменители, производимые крупными игроками, имеющими высокие прибыли на альтернативных рынках, для которых возможно иметь менее прибыльное направление деятельности или производство.

Эффективным способом борьбы с товарами-заменителями является построение сильной торговой марки: четкая дифференциация и дополнительные преимущества от потребления товара компании, борьба со стандартизацией товара, технологические усовершенствования, формирование лояльности к продукту.

Источник: материалы сайта strateg-m.ru

Метки: конкурентыконкуренцияСтратегический анализ
Предыдущий

Внутренняя демотивация сотрудников: кто виноват и что делать?

Следующий

Как побеждать в конкурентной борьбе?

Похожие Статьи

Как преодолеть сопротивление изменениям?
Стратегия

Как преодолеть сопротивление изменениям?

02.04.2025
Миссия компании: необходимость или лишняя формальность?
Стратегия

Миссия компании: необходимость или лишняя формальность?

26.03.2025
Анализ стратегии: ключевой этап внедрения процессного подхода
Стратегия

Анализ стратегии: ключевой этап внедрения процессного подхода

10.03.2025
Следующий
конкуренция

Как побеждать в конкурентной борьбе?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!