Можно ли автоматизировать процесс управления рисками?

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
1
ПРОСМОТРЫ

Научно-технический прогресс шагает по планете. Технологии становятся совершеннее, производительнее, а вместе с тем и сложнее. Проекты, реализуемые на современном этапе, все более и более подпадают под классификацию “открытых”. Это означает, что все сложнее четко сформулировать конечную цель, описать продукт проекта на начальных стадиях его реализации. Понимание и ясность приходят позже, на этапе реализации и завершения проекта. Отсутствие четкого понимания какое техническое решение и на каком этапе использовать, необходимость действовать в быстро меняющейся обстановке, принимать решения в условиях неполноты информации и неопределенности вынуждают менеджера все активнее использовать технологии управления рисками в своей деятельности.

В процессе управления рисками можно выделить шесть шагов:

  • Планирование управления рисками;
  • Идентификация рисков проекта;
  • Качественный анализ;
  • Количественный анализ рисков;
  • Планирование реагирования на риски;
  • Мониторинг и контроль рисков.

Автоматизация процессов идентификации и планирования реагирования на риски значительно повышает эффективность работы менеджера. Говорить же о количественной оценке рисков без использования современных информационных технологий просто не имеет смысла. Спектр методик количественного анализа широк: от PERT анализа и анализа “что-если” до сложных вычислений Monte Carlo. Существует большое число программных пакетов, поддерживающих те или иные процессы управления рисками. Однако подобрать комплексную систему управления рисками, которая могла бы обеспечить автоматизацию всего процесса управления рисками, начиная с создания плана управления рисками и заканчивая контролем исполнения плана реагирования на риски довольно сложно.

В качестве основных требований к полнофункциональной системе управления рисками можно сформулировать:

  • Поддержка всего жизненного цикла управления рисками (планирование управления рисками, идентификация, анализ, планирование реагирования, мониторинг и контроль);
  • Поддержка анализа всех составляющих риска (стоимостной, временной, ресурсной);
  • Поддержка различных методов расчета и моделирования;
  • Широкие графические возможности и автоматическая генерация отчетов;
  • Документирование и поддержка базы данных по рискам.

Существует несколько сотен систем, так или иначе, реализующих функции управления рисками. Некоторые из них представляют собой информационные системы поддержки управления проектами, в которых присутствует модуль управления рисками, другие являются приложениями и дополнениями систем календарного планирования, либо самостоятельными программными продуктами по управлению рисками.

В настоящее время на российском рынке стабильно присутствует около 10 систем данного класса. Наиболее многофункциональными являются системы:

  • @Risk Professional for Project;
  • Dekker TRAKKER;
  • Enterprise project;
  • ER Project 1000;
  • Intelligent Planner;
  • Mesa/Vista Risk Manager;
  • Risk Track;
  • Open Plan.

Сравнительные характеристики систем представлены в таблице 1:

Системы / Функции @Risk Professional Trakker Enterprise project ER Project Risk Track Intelligent  Planner Risk Manager Open Plan
Моделирование  
Монте-Карло + + +
Риски расписания + + + + + + +
Стоимостные риски + + + + + +
Ресурсные риски  + + + + + +
Анализ рисков  
Временной анализ рисков                
  • Анализ отклонений
+ + + + +
  • Статистический анализ (мода, медиана, и т.д.)
+ + + +
  • Анализ фактических данных
+ + + + ++
  • На основе экспериментов
+ + + + + +
Стоимостной анализ рисков                
  • Анализ отклонений
+ + + + +
  • Статистический анализ (мода, медиана, и т.д.)
+ + + + +
Графические возможности  
Гистограммы рисков + + + + + + +
Диаграмма Гантта с различными прогнозами + + + + + +
Удобные отчеты по рискам + + + + + + +
Функции  
Вычисление вероятностной стоимости риска + + + + + + +
Отслеживание критичных рисков + + + + + + +
Выбор метода реагирования, при поддержке базы знаний + + + + + +
База предположений, неопределенностей и ограничений + + + + + + +
Возможность экспорта/импорта + + + + + + +
Контрольные листы идентификации рисков + + + + + +
Идентификация причин и  источников риска + + + + + +
Историческая информация, наличие baseline + + + + + +
Поддержка различных видов распределения + + + +
Ввод прогнозных значений (pes/opt) + + + + +
Отчетность  
Мастер отчетов + + +
Публикатор в HTML + + + + + +
Шаблоны отчетов + + + + + + +
Архитектура  
Клиент-сервер + + + + + + +
Трехуровневая модель + + + + + +
Web-доступ к данным + + +
Поддержка OLE + + + + +
API интерфейс + + + +
Контекстная помощь + + + + + + + +
Доступ к разделам методологий, баз знаний + + + + +
Безопасность  
Разграничение прав доступа + + + + + +

Анализ функционала названных продуктов позволяет выделить несколько систем, которые в максимальной степени отвечают предъявленным требованиям:

  • модуль управления рисками Trekker (Dekker Ltd.);
  • система календарного планирования и управления проектами Open Plan (Welcom);
  • программный продукт Risk Track.

“Полезность” вышеназванных систем на протяжении  всех этапов управления рисками продемонстрирована в таблице 2:

Этапы / Системы Идентификация рисков Оценка рисков Выбор реагирования Мониторинг и контроль
Trekker Определение и документированное  описание рисков Моделирование оценок расписания, ресурсов и стоимости работ, Монте-Карло Выбор метода реагирования, при поддержке базы знаний Мастер отчетов,  публикатор в HTML.
Анализ отклонений, фактических данных
Open Plan Определение  работ с неопределенной длительностью и  возможность задания прогнозов длительности выполнения работы Пессимистическая, оптимистическая оценка рисков длительности выполнения работ, метод Монте- Карло  Не реализовано Шаблоны, публикатор в HTML.
Анализ отклонений, фактических данных
Risk Track Определение рисков,  отслеживание критичных,  хранение в таблицах SQL БД, использование контрольных таблиц (checklists) Опрос экспертов и получение экспертных оценок  риска Моделирование различных стратегий реагирования на риски Шаблоны и мастер отчетов, публикатор в HTML.
Анализ отклонений, фактических данных

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что в качестве продукта поддержки процессов управления рисками может использоваться как специализированная система, так и модуль управления рисками многофункциональной системы поддержки УП. Критериями выбора будут характеристики и особенности проекта, а также предпочтения менеджера проекта.

Авторы: М.Дубовик, Е.Песоцкая

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи