Суббота, 17 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Бизнес-процессы

Обеспечение качества моделирования бизнес-процессов

Консалтинговая компания iTeam Консалтинговая компания iTeam
07.04.2007
в рубрике Бизнес-процессы
0
Обеспечение качества моделирования бизнес-процессов
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
472
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Моделирование бизнес-процессов — одно из наиболее динамично развивающихся направлений системного анализа. Но, несмотря на то, что существует множество инструментов и методик моделирования бизнес-процессов, нет единых стандартов их качества.

Общая тенденция к возрастанию спроса на услуги консультантов в сфере ИТ обуславливается тем, что бизнес становится все более сложным, а условия его развития — неопределенными. С другой стороны, в рассматриваемой области наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов. Положение усугубляется еще и тем, что подготовить такого специалиста в стенах учебного заведения невозможно: помимо теоретических знаний необходим опыт участия в проектах, приобретаемый годами.

Применимость методики моделирования бизнес-процессов в каждом конкретном случае зависит, прежде всего, от поставленных целей моделирования. Следует заметить, что обоснованный выбор методики и инструментария моделирования не единственное необходимое условие получения качественной модели. Большинство инструментальных средств типа CASE вообще не имеют в своем составе подсистемы, отвечающей за оценку качества модели.

Важным моментом является то, что кроме полученных моделей в процессе моделирования, необходимо оценивать качество самого процесса моделирования. Если моделирование бизнес-процессовпредставляет собой проект, то качество процесса моделирования оценивается по степени соответствия общепринятым стандартам управления проектами.

Каким же образом можно оценить работу по моделированию бизнес-процессов? Какие существуют критерии качества моделирования? Вопросы эти очень важны и прежде всего для заказчиков моделирования.

Можно назвать следующие основные критерии качества моделирования процессов:

  • соответствие методологии и соглашению в целом;
  • соответствие нотациям инструментальной среды;
  • непротиворечивость или взаимоувязанность;
  • ясность и понятность заказчику;
  • полнота или вариативность;
  • достаточность для формирования требований к системе.

Рассмотрим более подробно каждый их них.

Соответствие методологии и соглашению в целом говорит о том, что модель должна соответствовать архитектуре, приведенной в методике.

Соответствие нотациям инструментальной среды подразумевает синтаксическую и семантическую корректность.

Полнота бизнес-модели — это содержание не только текущих процессов, но и процессы, которые подразумеваются (допустимые процессы).

Непротиворечивость — бизнес-модель должна быть согласована с другими объектами: документы, события, работники системы и т.д.

Достаточность — бизнес-модель должна быта иметь в своем составе все необходимые объекты для функционирования разрабатываемой или внедряемой системы.

Ясность должна обеспечивать понятность не только владельцам системы, но и её исполнителям.

Методика оценки качества моделей бизнес-процессов позволяет:

  • Оценить качество моделей бизнес-процессовпутем оценки степени соответствия приведенным критериям.
  • Строить возможные варианты выполнения бизнес-процессовс учетом возможностей для их улучшения.
  • Исключить из рассмотрения варианты с неудовлетворенным качеством при моделировании бизнес-процессов.

Любая модель есть лишь отражение наших знаний о реальном процессе. Мы моделируем состояние процесса, то есть описываем последовательность действий и преобразований, которая реально происходит на объекте, а не знания о них субъектов на объекте.

Для полноты мысли можно привести простой пример. Начальник на предприятии не может описывать процесс производства, так как он только представляет, как все это происходит. На самом деле более подробно может описать процесс производства только работник, который непосредственно занят этой деятельностью. Для адекватности и полноты модели необходимо пройти все уровни на производстве и произвести соответствующие декомпозиции.

Процесс представляет собой последовательность действий, но это последовательность может иметь разный ход развития. Поэтому надо учитывать все возможные ситуации, даже те, которые могут влечь за собой разветвление процессов. Так же не стоит забывать и о пересечении процессов. При этом пересечение должно сопровождаться таким критерием, как непротиворечивость.

Методы достижения качества моделирования бизнес-процессов:

  • Наличие системного архитектора;
  • Процедура независимого рецензирования бизнес-процессов сторонними бизнес — аналитиками;
  • Тестирование моделей бизнес-процессов направленное на поиск типичных ошибок.

 

Примерами таких ошибок являются:

  • Создание информационных объектов не используемых в дальнейшей деятельности;
  • Отсутствие или неполнота информационных объектов;
  • Дублирование информационных объектов, а как следствие несогласованность.

 

Одним из способов оценки качества бизнес-процессов является анализ сцепления реализующих его бизнес — функций. Фактически, сцепление представляет собой меру взаимозависимости бизнес функций.

Для составления идеальных бизнес-процессов сцепления должны быть минимизированы, то есть функции должны быть слабо зависимыми. Фактически понятие сцепления обобщает механизмы передачи параметров между компонентами и является лишь одним из критериев оценки качества разбиения бизнес-процесса на составные части: он оценивает, насколько хорошо входящие в него бизнес — функции отделены друг от друга.

Другим критерием оценки качества расчленения бизнес-процессаявляется критерий связности, контролирующий, как сгруппированные в одной функции действия связаны друг с другом. Связность — это мера прочности соединения функциональных и информационных объектов внутри одной бизнес — функции. Размещение сильно связанных объектов в одной и той же функции уменьшает межфункциональные взаимосвязи и взаимовлияния.

Сцепление и связность являются двумя взаимозависимыми метриками качества разбиения процесса на части — связанность часто определяет качество ее сцепления с другими функциями.

И только теперь, когда необходимый уровень качества отдельных бизнес-моделей будет достигнут, можно говорить о построении интегрированной бизнес-модели компании, которая и будет положена в основу технического задания (ТЗ) на проектирование системы.

Техническое задание на разработку системы — это прежде всего отражение модели бизнес-процесса на модель создания системы, а не наоборот. Поэтому сначала выполняется описание бизнес-процесса, потом построение интегрированной бизнес-модели, и только потом формирование технического задания на проектируемую систему.

Литература:

  1. Руководство качеством проектов. Практический опыт/ Владислав Ильин. — М.: Вершина, 2006. — 176 с.
  2. Либерзон В. И. Основы управления проектами. — М., 1997.
  3. Ильин В. В. Моделирование бизнес — процессов. Практический опыт разработчиков.- М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2006. — 176 с.
  4. Кальянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес — процессов, М.: «Синтег», 2000 г.
  5. Слиньков Д.В. Бизнес моделирование для внедрения ИСУ предприятия. Директор ИС, №3, 2001 г.

Автор: Сахаров И. С.
Источник: Журнал «Управленческий учет», — 5 за 2006 год

Метки: Информационные технологииМоделирование
Предыдущий

Проблема управления инновационным проектом

Следующий

Работа с персоналом: учить, лечить или мочить?

Похожие Статьи

Архитектура бизнес-процессов
Бизнес-процессы

Архитектура бизнес-процессов

25.12.2024
Анализ бизнес-процессов в Москве
Бизнес-процессы

Анализ бизнес-процессов в Москве

23.07.2024
Внедрение бизнес-процессов в Москве
Бизнес-процессы

Внедрение бизнес-процессов в Москве

23.07.2024
Следующий
Работа с персоналом: учить, лечить или мочить?

Работа с персоналом: учить, лечить или мочить?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!