Содержание
Нельзя автоматизировать хаос. Прежде чем автоматизировать бизнес-процесс, необходимо понять, какие действия выполняются и как они выстроены относительно друг друга. Нужно грамотно составить схему, которая отразит суть и механизм работы.
Может показаться, что схема бизнес-процесса – это пара пустяков. Между тем обязательным при этом является включение в эту сетку ресурсов, людей, работающих в компании, и необходимой документации. То есть всего того, что является его важной частью. Какой должна быть блок-схема бизнес-процесса? О чем важно помнить при его составлении? Давайте это и проанализируем.
Первый этап. Обозначаем и устанавливаем границы бизнес-процесса
Каждый бизнесмен, прежде чем начать свою деятельность, а она всегда начинается и заканчивается событием, должен обозначить события начала и окончания. Поэтому, чтобы запустить тот или иной бизнес-процесс, его отделяют от всех остальных. И тут не обойтись без составления полного перечня всех бизнес-процессов, имеющихся в компании.
Выходит так, что еще до составления этого единственного сценария специалистам придется проанализировать всю работу предприятия, то, чем тут занимаются. Объем этих действий достаточно солиден и затратен в плане времени. Тем не менее, без этого момента не обойтись. Ведь, если взять цифровую трансформацию бизнеса с привлечением систем BPM, результат будет удовлетворительный только в том случае, если вся деятельность предприятия окажется понятной и отрегулированной.
Поэтому, прежде чем начинать свое дело, важно и полезно расчертить блок-схему бизнес-процессов, которые запущены, в виде единой цельной системы. Позднее, разумеется, специалисты разделят все операции, осуществляемые в компании, и начертят для каждой свою детальную схему.
Второй этап. Задаем точки начала, окончания, ключевых блоков
У каждой схемы бизнес-процесса есть начало и конец. Скажем, началом вашего дела послужит заявка от клиента, а окончанием – выдача ему готовой продукции (доставки). После следует разместить ключевые блоки (операции) бизнес-процесса в порядке, в котором они будут выполняться.
- Регистрация заявки.
- Знакомство заказчика с подходящим продуктом.
- Оформление заявки.
- Изготовление продукта (или доставка со склада).
- Отправка заказа клиенту.
Третий этап. Дополним сетку недостающими операциями
Во втором этапе, на первый взгляд, все ясно. Бизнес-процесс отрабатывается, как и полагается. Заказчик понимает, в чем он нуждается, и это имеется на складе предприятия.
Но не всегда так гладко получается на деле. Поэтому документ дополняется недостающими операциями. Речь о дополнительных и альтернативных путях движения коммерческого дела.
Пример. Заказчик может засомневаться в том, что именно ему нужно. Поэтому после регистрации его заявки в работу включается технический специалист. Связавшись с клиентом, он переспросит и разъяснит детали. Оказав помощь в выборе подходящего решения, составит перечень продукции/услуг предприятия, которые удовлетворят его требования и запросы.
Заказчик может отказаться от покупки на каком-то этапе. Здесь также потребуется дополнительная работа с возражениями. И выполнят ее ваши специалисты.
Четвертый этап. Обозначим роли участников действий, документацию, базы данных
В бизнес-процессах используют понятие «роль». У одного сотрудника может быть несколько ролей. А многим другим предстоит выполнять одну. Из набора ролей и составляется должность.
В основных чертах блок-схема бизнес-процесса готова. Значит, пора обозначать всех сотрудников и отделы компании, участвующие в работе. Многие ее стадии требуют формирования и движения документации. Поэтому необходимо указать, где (на каком этапе и какого бизнес-процесса) был создан и подписан тот или иной документ.
В остальном необходимо очень четко прописать все дополнительные детали и особенности. Речь, например, о методах коммуникации между отделами компании. Это может быть как электронная почта, так и конкретное ПО (следует прописать, какое именно).
Пятый этап. Проверим полученную модель
До окончательного утверждения вычерченной схемы любого бизнес-процесса, ее следует тщательно проанализировать, ответив на ряд вопросов. Например, с чего начинается бизнес-процесс, кто и какие в нем выполняет операции, какие документы, инструменты, ПО и т.д. в нем участвуют.
При условии, что руководитель предприятия или составитель проекта не усмотрел в нем изъянов, с документов знакомят всех сотрудников, которые будут принимать участие в этом бизнес-процессе, выслушивают их вопросы и пожелания. На этом этапе данная модель окончательно редактируется. После чего ее можно считать готовой к использованию.
Ее можно легко автоматизировать с использованием систем BPM.
Спасибо за полезный материал!