Смысл работы финансового директора. Интервью с практиком

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
1
ПРОСМОТРЫ

Вы работаете финансовым директором более 10 лет. Расскажите, пожалуйста, как начинается Ваш обычный рабочий день.

Ежедневный мониторинг

Утром я получаю сводку, что прошло за вчерашний рабочий день — поступления, переносы планов, существенные изменение финансовых показателей по проектам и центрам ответственности. Эти отчеты формируются автоматически и рассылаются по электронной почте. Наиболее значимые изменения и особые контракты контролирую по каждой операции. По результату назначаю рабочие совещания — на какие вопросы необходимо обратить особое внимание.

Операционный PL — текущее исполнение бюджета

Крайне важно оценить текущую ситуацию — перспективу исполнения бюджета по ключевым показателям, прежде всего, выручке, производственной марже и финансовому результату (EBITDA).

Уже к началу месяца в CRM сформирована воронка продаж — пул контрактов на разной стадии согласования — зацепки (обозначенные интересы со стороны покупателя), предварительные договоренности (подготовка), подписанные и исполняемые договора.

По каждой сделке руководитель проекта фиксирует планы ожидаемых событий, оценивает риски и вероятность исполнения. Уже пятого числа понятны перспективы исполнения бюджета и квот. Хватает заключенных контрактов или необходимо активизировать продавцов. Во второй половине месяца “виды на урожай” определены достаточно точно — усилия направляются на среднесрочные и долгосрочные проекты.

Кассовое планирование

С начальником казначейства мы вместе формируем кассовый план.
Известны ожидаемые поступления. Линейные руководители сформировали заявки по “своим платежам”. Бухгалтерия спланировала налоги. Планово-экономический отдел рассчитал общекорпоративные расходы. С учетом рисков и необходимых резервов формируется общая картина денежных потоков. Готовим и согласуем операционные платежи. При необходимости, чтобы избежать кассовых разрывов, договариваемся о кредитах.

Неужели все начальники аккуратно и вовремя формируют производственные планы и оформляют свои заявки?

В единой учетной системе руководитель видит и свои производственные планы, и фактические операции. Его мотивация связана с исполнением бюджета по продажам, марже и EBITDA. Если ты каждый день видишь свои финансовые показатели — не только факт, но и прогноз и ожидания. А от этих цифр напрямую зависит твоя зарплата…

В нашей компании работают грамотные управленцы. А кто не справляется, как говорится, ничего личного..

С продажами и себестоимостью понятно. Руководитель сам “рулит” своими контрактами. А как с операционными расходами? Накладные “спускаются сверху”, управлять на местах ими невозможно.

Невозможно, если финансы подменять бухгалтерией. Ориентироваться на бухгалтерский, а не финансовый учет. Мы внедрили систему “внутреннего хозрасчета”, при которой службам не надо ждать опаздывающую бухгалтерию. Каждый отдел занимает свою площадь — расходы на аренду и коммунальные платежи рассчитываются по внутренней ставке уже в начале месяца. По числу сотрудников (рабочих мест) определяются расходы на обслуживание. Общие подразделения — логистика, маркетинг, IT и т.п. выставляют внутренние счета по заявкам. При “кассовых разрывах” по каждому контракту считаются проценты по внутреннему кредитованию…

И как все это согласуется с бухгалтерским учетом?

Полностью. Сумма “внутренних транзакций” всегда равна нулю. Например, логистика выставила счет “отделу шпунтиков” на 100 рублей. Расходы “шпунтиков” увеличены на 100 рублей, доходы логистики на те же 100 рублей. В целом по компании финансовый результат не изменился и соответствует данным бухгалтерского учета.

Такая схема решает несколько управленческих задач. Помимо прозрачности и достоверности бюджета на местах, мы имеем эффективный механизм финансирования обслуживающих подразделений. Логистика выставила внутренних счетов на 1000 рублей. Покрывает ли эта суммы реальные расходы по доставке и содержание самой логистики? Сравнивая внутренние ставки с ценами внешних подрядчиков, мы имеем объективный механизм оценки эффективности работы.

Красивая картина. А как все это организовать и автоматизировать? В какой программе живет эта сказка?

Еще 30-40 лет назад стало понятно, что попытки внедрить одну программу на все случаи жизни — тупиковый путь. Большие неповоротливые системы требовали много ресурсов и были неудобны всем. Но мы пошли не таким путем. Для каждого участка работы выбрана наиболее подходящая программа.

Зацепки и договора с покупателями регистрируются в CRM. Управление проектами и внутренними ресурсами – Microsoft Project. В качестве ERP – Dynamics Axapta. Бюджетирование – Cognos BI. А бухгалтерия, естественно, в 1С – куда же от нее…

Главная задача — интеграция всех этих разнородных систем в единое учетное пространство. Как все это реализовать и свести воедино — большой вопрос, требующий отдельного обсуждения. Мы смогли реализовать такой проект внутренними силами.

Замечательно! Наверное, руководитель такого проекта должен знать не только бухгалтерию?

Бухгалтерия — небольшая часть необходимых знаний. Финансовый директор должен понимать ERP-цепочку (план продаж — требуемые ресурсы — факт исполнения). Профессионально владеть искусством управления. Управлять формированием и контролем исполнения бюджета. Разбираться в маркетинге и ценовой политики. Управлять воронкой продаж и forecast. Желательно разбираться в современных информационных технологиях. Как минимум, иметь представление о реляционных базах данных, объектных моделях. Знать принципы консолидации. Понимать, что такое ETL и ESB. И еще многое, многое, многое ….

Как в знаменитом советском фильме — одна любит, одна готовит, одна шьет, одна растит детей… И все одна?

Невозможно все сделать самому. Финансовый директор должен уметь распределять ответственность. Ставить задачи и контролировать исполнение. Но и для этого профессиональные знания и навыки в каждой сфере — далеко не лишние…

Нельзя объять необъятное. Мы затронули только некоторые вопросы финансового управления. Многие темы ждут отдельного разговора. Обязательно продолжим…

Автор: Д. Корнилин

Похожие Статьи

Следующий

Комментарии 4

  1. Анастасия Васильева says:

    Большое спасибо за статью! Все конкретно и по делу, видно, что автор действительно практик и работает финансовым директором не первый день. С удовольствием буду читать ваш блог дальше.

    • Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин says:

      Анастасия, спасибо за поддержку! Может, имеет смысл подробно расписать наиболее актуальную тему?

  2. Юрий says:

    Большое спасибо за статью!

  3. Сергей says:

    Спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи