Когда спрашиваешь руководителей компаний есть ли у них стратегия, они довольно часто отвечают утвердительно. Когда копнешь глубже, то оказывается, что стратегией там и не пахнет. Чтобы внести ясность в этот вопрос, я некоторое время назад написал статью о том, из чего должна состоять стратегия. Она активно обсуждалась в сообществе Executive.
В ходе обсуждения один ученый джентльмен привел цитату Майкла Портера о том, что “цели и видение стратегией не являются“. Я знаком с этим тезисом, но всегда был с ним не согласен. А здесь появился повод дать развернутый ответ.
Действительно, стратегические цели и стратегия, то есть средства их достижения, находятся в диалектическом взаимодействии, между ними нет четкой границы.
- То что для субъекта X является средством, для субъекта Y может быть целью. Например, для акционеров компании средством повышения ее капитализации является достижение лидерства на целевом рынке по определенной товарной группе. Для руководства бизнес-единицы, занимающейся этой товарной группой, это стратегическая цель.
- Цели и средства не могут определяться изолированно, поскольку влияют друг на друга. Например, если достижение лидерства на рынке требует неприемлемо больших инвестиций или связано с неприемлемыми рисками, то акционеры пересмотрят свои цели.
- Если, находясь в точке А, мы ставим своей целью достичь точки В, то очевидно между этими пунктами существует последовательность промежуточных состояний, которые мы должны пройти. То есть промежуточные цели. Но ведь путь от А к В это есть стратегия! Значит стратегию можно представить как последовательность промежуточных целей, ведущих от исходного состояния к конечному. Где же тогда граница между целями и стратегией?
Интересно было бы послушать аргументацию Майкла Портера по этому вопросу …
Материалы по теме:
Как создается стратегия. Краткое руководство по проектированию будущего
Компания может руководствоваться понятием стратегия, тем которое её ближе (главное чтобы было хоть какое то осознанное). Ключевое, что объединяет разные понятия, так это то, что компания должна наращивать свою жизнеспособность. Если наращивает, можете вообще отбросить забивать голову понятиями стратегия, пусть специалисты со стороны объясняют, как это у компании получается.
Из пункта А в пункт В бесконечное количество путей. И кажущийся самый короткий, не всегда самый оптимальный. В моём понимании, стратегия это не цель в пункт В, а путь как таковой, а как ты собираешься пройти этот путь. В пути, путника может съесть соседнее племя, может замёрзнуть, утонуть, придти обессилившим и смертельно больным, да мало ли, что может быть в пути.Так вот твоя подготовка к пути и возможность находить оптимальные варианты, и способность противостоять опасностям в пути и есть стратегия, в пункт В нужно прийти нарастив жизнеспособность ,а не растеряв её. На мой взгляд в этом различие между целями и стратегией.
Все верно, цели – это цели, а стратегия – это средство достижения целей. Я лишь говорил о том, что между этими сущностями имеется диалектическое взаимодействие.