Управление налоговыми рисками

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
402
ПРОСМОТРЫ

Практически ежедневно как в первую, так и во вторую часть Налогового кодекса вносятся точечные поправки. Как правила, эти поправки имеют целью устранения двоякого понимания тех или иных норм. Так же изменения вносятся после сформировавшейся судебной практики по конкретной норме Налогового кодекса.

К сожалению, в сегодняшней бизнес среде очень низка финансовая и, в том числе, налоговая грамотность. Небольшой процент главных бухгалтеров и финансовых директоров понимает необходимость налогового планирования и управление налоговыми рисками, как важной составляющей финансового менеджмента.

Кроме того, предприниматели в своем большинстве не осознают все возрастающей роли информированности налоговой службы о деятельности налогоплательщиков.

С 2013 года Федеральная налоговая служба последовательно ужесточает контроль за плательщиками налогов, сборов, платежей. Цель данного ужесточения – предотвратить нарушения действующего законодательства.

Так, руководитель Налоговой службы Михаил Мишустин, выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия» (январь 2017 года) сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений – в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн рублей, что на 700 млрд рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году.

Выросли все бюджетообразующие налоги:

  • НДС поступило 2,7 трлн рублей, на 8,5% больше;
  • налога на прибыль поступило 2,8 трлн рублей, на 6,6% больше;
  • НДФЛ – более 3 трлн рублей, рост на 7,5%;
  • акцизов – 1,3 трлн рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

Михаил Мишустин напомнил, что в резолюции к форуму «Единой России» в июне 2016 года говорилось о необходимости «перехода от тотальных проверок к умному контролю, когда количество проверок прямо зависят от потенциальной опасности бизнеса». В связи с этим он отметил, что основываясь на риск-ориентированном подходе, ФНС России удалось кардинально повысить эффективность контроля и снизить количество проверок.

За пять лет количество выездных проверок снизилось в 2,2 раза (с 67 до 31 тысячи). За 2016 год их число сократилось ещё на 5 тысяч (на 14,5%). При этом эффективность проверок выросла в несколько раз. Одновременно с этим работа автоматизированной системы контроля за НДС позволила в 12 раз снизить количество заявлений о возмещении налога высокорисковыми организациями. Только в 2016 году 148 тысяч налогоплательщиков самостоятельно представили уточненные налоговые декларации.

Глава ФНС России также отметил, что Служба уделяет большое внимание поддержке и развитию малого и среднего бизнеса: «Малый бизнес мы проверяем только в случае высокого риска. Это подтверждается цифрами. Если в 2011 году проверяли троих представителей малого бизнеса из 1000, то сегодня – всего одного из 1500».

Одновременно с 2011 года эффективность таких проверок в среднем выросла в три раза. О снижении нагрузки говорят результаты досудебного урегулирования налоговых споров: за пять лет их число сократилось почти в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, тогда как в 2010 году – было всего 44%. [1]

Таким образом, ФНС России показывает, что у нее в настоящий момент времени достаточно ресурсов, чтобы контролировать тех налогоплательщиков, которые уклоняются (умышленно или нет) от декларирования своих реальных налоговых обязательств.

Налоговые правонарушения и преступления, также как уголовные и административные, представляют не меньшую опасность, так как затрагивают интересы государства и угрожают экономической безопасности страны. [2]

В таблице информационное взаимодействие с различными государственными структурами (Приложение № 1), видно какой объем информации поступает в базы данных налогового ведомства. Фактически каждый налогоплательщик (как физическое, так и юридическое лицо) подает о себе большой объем информации. Например, в декларациях, отчетах, расчетах, балансах, в различных пояснениях. При проведении камерального налогового контроля налоговики вправе запрашивать сведения по движению денежных средств по расчетным, валютным и иным счетам конкретного лица. С 01.02.2017 года введены онлайн кассы. Теперь и движение наличных денежных средств также налоговики контролируют практически в постоянном режиме. Любые сведения по регистрационным действиям с недвижимым и движимым имуществом так же оперативно попадают в базу данных ФНС. Вызовы на допрос, информация, получаемая по встречным проверкам и различным запросам, вот только часть информационного взаимодействия.

Фактически деятельность каждого налогоплательщика открыта для налогового ведомства, сотрудникам которого уже и нет необходимости выходить на выездные налоговые проверки для сбора доказательной базы в совершении налогового правонарушения.

Те налогоплательщики, которые используют в своей деятельности различные высокорисковые схемы (например, с применением фирм однодневок), в первую очередь попадают в зону внимания налоговых органов.

Теперь вернемся к управлению налоговыми рисками. Предприниматели, которые не учитывают постоянное информационное обеспечение и расширение возможностей налогового ведомства попадают в финансовые ловушки, которые сами себе и создают.

Приведем пример одного налогового спора.

Предприниматель применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход, совмещая его с упрощенной системой налогообложения. Основной вид деятельности розничная и оптовая торговля текстильными изделиями (мужскими костюмами, рубашками, галстуками).

Проанализировав движение по расчетному счету данного предпринимателя, получив ответы по запросам о деятельности контрагентов, проведя допросы сотрудников, налоговики пришли к выводу о наличии схемы ухода от налогов, в связи с чем была назначена выездная налоговая проверка. По результатам проверки было вынесено решение о привлечение предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам налоговой проверки предпринимателю было предложено уплатить в бюджет 22 570 829 руб. 74 коп. В том числе штрафных санкций 4 808 079 руб. 85 коп.и пени 2 400 975 руб. 89 коп.

Фактически, до и в ходе налоговой проверки налоговики, собрав массивную доказательную базу, выявили применение предпринимателем схемы незаконной налоговой минимизации своих обязательств перед бюджетом.

Не вдаваясь в подробности деталей данного спора, обратим внимания на последствия непродуманной налоговой оптимизации. После вынесения решения по акту проверки, предприниматель вынужден был прекратить свой бизнес. До настоящего времени продолжается судебное разбирательство, и он продолжает нести судебные расходы.

Не редкость ухода в процедуру банкротства организации после выездной налоговой проверки. То есть, результаты налоговых проверок становятся неприятным сюрпризом для налогоплательщиков. Данные факты говорят о том, что предприниматели либо не учитывают реальные возможности ФНС России по проведению налогового контроля, либо не до оценивают ресурсы налогового ведомства.

Такие примеры не редкость в нашей практике.

Характерная черта малого и среднего предпринимательства – не умение прогнозировать налоговые риски, а это в свою очередь влияет на финансовое состояние организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что при снижении количества проверок налоговое ведомство оперативно реагирует на применение налогоплательщиками сомнительных схем ухода от своей налоговой обязанности.

Не умение планировать налоговые риски и предвидеть в связи с этим свои финансовые потери нередко ставит бизнес под угрозу.


[1] Сайт ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/

[2]Статистика налоговых правонарушений

в российской федерации, мероприятия по предупреждению налоговой преступности. М. Карцева

Библиографический список

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/
  2. Статистика налоговых правонарушений в российской федерации, мероприятия по предупреждению налоговой преступности. М. КарцеваУДК 336.225.3
  3. Письмо от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»
  4. Письмо от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»
  5. Решение по делу № А11-12604/2015 Арбитражный суд Владимирской области.

Автор: Бабурина И.Г.

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи