Содержание
Что такое управление стоимостью компании?
Управление стоимостью компании (Value-based management, VBM) — это западная философия управления, согласно которой руководство должно в первую очередь учитывать интересы акционеров (учредителей) с целью максимального увеличения стоимости капитала компании. Эта философия включает процессы создания, управления и измерения стоимости. В отечественной практике термин «Value-based management» (VBM) иногда переводится как:
- управление, нацеленное на создание стоимости;
- концепция управления стоимостью компании;
- стоимостно-ориентированное управление;
- управление на основе стоимости.
В данной статье все вышеупомянутые значения термина Value-based management используются как синонимы.
Важно отметить, что концепция управления стоимостью компании отличается от метода управления бизнесом, ориентированного на получение прибыли. В частности, управление, нацеленное на создание стоимости означает, что решения, которые ТОП-менеджмент компании принимает сегодня, основываются не только на идее получения краткосрочной прибыли. Вместо этого они акцентируют свое внимание на долгосрочных результатах: какими будут денежные потоки, какой будет рентабельность и финансовая устойчивость компании, насколько конкурентоспособной будет компания и ее продукция, насколько будет узнаваем бренд компании, какую долю рынка она получит и т.п.
Стоимостно-ориентированное управление просит людей в компании думать как собственники и принимать решения, которые в конечном итоге принесут пользу ее владельцам. Менеджеры и руководители должны постоянно искать возможности для инвестиций и роста, которые создадут и увеличат стоимость, и использовать капитал компании таким образом, чтобы обеспечить долгосрочный и устойчивый успех.
Управление стоимостью компании — это философия и подход к управлению, направленные на достижение максимальной стоимости компании (ее акционерного капитала).
Процесс создания стоимости компании требует понимания привлекательности рынка или отрасли, в которой она конкурирует, в сочетании с ее конкурентным положением по отношению к другим игрокам. Как только это понимание будет достигнуто и увязано с ключевыми факторами по созданию стоимости для денежного потока и прибыльности, можно будет разработать (или изменить) эффективную конкурентную стратегию для максимизации будущих доходов.
Что такое концепция управления стоимостью компании?
Концепция управления стоимостью компании развивалась в течение последних 20 лет. Она началась с разработки показателей эффективности и постепенно превратилась в целую систему управления, основанную на создании стоимости компании. Ряд известных компаний таких как Coca Cola, Tesla, Facebook, Google, Amazon добились хороших результатов, внедрив стоимостно-ориентированное управление в свои организации. Сторонники управления, нацеленного на создание стоимости, утверждают, что компании, которые взяли его на вооружение, работают успешнее, но ничего не говорится о причинно-следственных связях: т.е. они применили VBM, потому что они успешны; или они успешны, потому что применили VBM?
В основе концепции Value-based managemen лежит тезис о том, что управление, нацеленное на создание стоимости, ведет к такому стилю управления, который гарантирует, что компании и организации будут осуществлять свою деятельность для максимизации своей стоимости.
Концепция управления стоимостью компании включает в себя три важных блока управления:
- Создание стоимости, то есть сосредоточение внимания на увеличении или создании максимальной стоимости.
- Управление стоимостью, включая общие ценности, корпоративную культуру, внешние связи, организацию и, что немаловажно, стиль управления.
- Измерение созданной стоимости: поиск эффективных индикаторов прогресса.
Управление стоимостью компании ставит своей целью создание согласованной системы, включающей в себя следующие компоненты:
- Корпоративная миссия — философия бизнеса и бизнес-модель.
- Стратегия — ориентиры для достижения цели.
- Корпоративное управление как выражение амбиций и ориентации собственников.
- Корпоративная культура.
- Внутренние коммуникации.
- Организация.
- Процессы и системы принятия решений.
- Управление эффективностью.
- Системы вознаграждения.
По мнению приверженцев концепции управления стоимостью компании, успех VBM зависит от целей, корпоративной миссии и ценностей компании. Цели могут быть либо финансовыми в форме акционерной стоимости, либо ориентированы на более широкий спектр заинтересованных сторон. Многие люди считают, что в последнее десятилетие управление стоимостью компании было слишком сосредоточено на краткосрочной акционерной стоимости в ущерб долгосрочным перспективам развития.
Стоимостно-ориентированное управление — это организация основных процессов компании (оценка эффективности, стратегическое планирование, бюджетирование, обучение и коммуникация) на основе создания стоимости. Такой подход необходим для создания культуры, в которой отдельные лица и группы на всех уровнях принимают решения, ориентированные на создание стоимости для акционеров с целью получения адекватной прибыли, необходимой для компенсации им осуществленных вложений и принятых на себя инвестиционных рисков.
Концепция управления стоимостью компании комплексно учитывает результат всех принимаемых решений для поиска оптимальных путей увеличения стоимости компании. В рамках управления, нацеленного на создание стоимости, любой инвестор (собственник бизнеса) должен задать себе три вопроса:
- Сколько мне нужно вложить в этот проект?
- Какую прибыль я могу ожидать от проекта?
- Достаточно ли этой прибыли, чтобы компенсировать мой риск?
Управление, нацеленное на создание стоимости, было разработано как часть тенденции отклонения от традиционных показателей бухгалтерского учета, чтобы включить так называемые метрики на основе стоимости, отражающие прибыльность. Этот подход был разработан аналогично EVA (Economic Value Added — экономическая добавленная стоимость), который теперь включает не только капитальные затраты, отраженные в балансе, но и затраты на получение прибыли.
Какие операционные факторы обычно определяют стоимость?
Увеличение стоимости подразумевает управление теми факторами в бизнесе, которые влияют на его стоимость. Эти факторы называются факторами стоимости. Например, увеличение операционной прибыли без влияния на объемы продаж приведет к увеличению стоимости, поэтому операционная маржа является драйвером стоимости. Существует семь факторов стоимости, которые применяются во всех организациях, так называемые общие факторы стоимости:
- Стоимость и цена (факторы дохода, где объем определяется либо ростом на рынке, либо ростом доли рынка).
- Операционная маржа.
- Налоги (выгодно использовать разные налоговые юрисдикции).
- Основные средства.
- Рабочий капитал.
- Стоимость капитала.
- Продолжительность времени, в течение которого компания сохраняет конкурентное преимущество перед конкурентами.
Определенные ситуации в бизнесе могут повлиять на несколько факторов стоимости. Например, рост цен может повлиять на объем продаж и оборотный капитал, а также, возможно, на основные средства. Руководство должно оценить взаимосвязь между факторами стоимости, которые будут разными для разных предприятий. Можно смоделировать влияние изменений факторов стоимости на стоимость и, таким образом, помочь определить наилучшие варианты действий для увеличения стоимости компании.
Каковы преимущества стоимостно-ориентированного управления?
- Может последовательно максимизировать стоимость компании.
- Увеличивает корпоративную прозрачность.
- Помогает организациям иметь дело с глобализированными и нерегулируемыми рынками капитала.
- Согласовывает интересы топ-менеджеров с интересами акционеров и заинтересованных сторон.
- Облегчает коммуникации с инвесторами, аналитиками и с заинтересованными сторонами.
- Повышает внутреннюю коммуникацию о стратегии.
- Предотвращает занижение стоимости акций.
- Устанавливает четкие приоритеты управления.
- Помогает улучшить принятие решений.
- Помогает сбалансировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.
- Поощряет инвестиции, повышающие стоимость компании.
- Улучшает распределение ресурсов.
- Оптимизирует планирование и составление бюджета.
- Устанавливает эффективные цели для компенсации.
- Облегчает использование акций для слияний и поглощений.
- Предотвращает поглощение компании другими фирмами.
- Помогает лучше управлять повышенной сложностью, неопределенностью и рисками.
Как можно интегрировать управление стоимостью компании в возможности и культуру компании?
Стоимостно-ориентированный менеджмент должен быть встроен в обычные методы ведения бизнеса. Прежде всего, это культурный вопрос, в котором критически важны два фактора. Первый — это измерение эффективности и связанные с ним механизмы вознаграждения, а второй — образование и коммуникации. Цель измерения эффективности — сосредоточить внимание менеджеров на достижении бизнес-целей. Старая пословица «то, что можно измерить, можно сделать» означает, что неправильные меры обязательно приведут к неправильным результатам.
Установление и распространение связи между увеличением акционерной стоимости капитала и вознаграждением, получаемым отдельными лицами или, предпочтительно, группами, гарантирует, что люди будут заинтересованы в том, чтобы знать, как они могут положительно повлиять на стоимость капитала. Системы стимулов и вознаграждений оказывают мощное влияние на коллективное и индивидуальное поведение. Например, сотрудники отдела продаж, нацеленные на получение вознаграждения только за счет увеличения выручки, неизбежно будут уделять мало внимания вопросам рентабельности; или меры по контролю затрат на уровне подразделения могут ограничивать расходы за счет эффективности процессов и обслуживания клиентов.
Управление стоимостью компании обеспечивает общую цель и основу для системы измерения эффективности организации. Это требует целостного видения процесса и, следовательно, гарантирует, насколько это возможно, что люди и отделы имеют совместимые цели, и что сотрудничество и командная работа встроены в структуру измерения производительности и вознаграждения.
Источник: материалы сайта discovered.com.ua