Содержание
Существуют определенные ограничения, которые препятствуют развитию компании и ее продуктивной деятельности. В данной статье речь пойдет о том, как выявить эти проблемы.
С чего начать
Без всестороннего анализа ситуации и установления приоритетов не обойтись. В каждой компании есть много мест и участков, на которых требуется улучшить работу. Однако конечный результат определяется лишь одним слабым звеном. Если беспорядочно совершенствовать то одну область деятельности, то другую, это может не давать видимого эффекта, пока проблема не будет решена на самом слабом участке. Эта область особенно нуждается в укреплении. Поэтому сначала нужно найти именно ее, а затем расставить приоритеты, чтобы правильно распределить ограниченные ресурсы. Улучшения должны быть заметными, тогда они отразятся на результатах деятельности компании.
Главной задачей любого управленца является выявление и решение критически значимых проблем бизнеса. Это можно выразить формулой:
процесс управления = процесс решения проблем
Чтобы снять ограничения, препятствующие развитию компании, ее ключевые ресурсы должны быть направлены на конкретные проблемные участки.
Как этого достичь? В первую очередь следует решить три задачи:
- Выявить все значимые ограничения бизнеса.
- Установить между ними причинно-следственные связи.
- Выбрать среди множества проблем самые важные, на которых нужно сосредоточиться в первую очередь.
Эта статья будет касаться только первого этапа – выявления ограничений.
Поиск источника проблем
Итак, начинать нужно с выявления ограничений. Где же следует их искать? Источниками проблем чаще его являются четыре области:
- организационная система бизнеса;
- отношения с заинтересованными сторонами;
- внешнее окружение, в котором организация существует;
- ресурсы, которые использует компания.
Ограничения в области управления компанией
В каждой организации должно присутствовать 5 элементов:
- цель;
- стратегия;
- структура;
- процессы;
- ценности.
В идеале все эти элементы находятся в балансе между собой. Однако бывают случаи, когда руководители обделяют вниманием какой-то из них, тогда компания сталкивается со сложностями в работе.
Например:
- Не определены цели, которые должны объединять коллектив. В результате происходит разобщение на всех уровнях: становится невозможным прийти к согласию. От этого страдают не только сотрудники и подразделения, но и сами руководители.
- Если среди управленцев отсутствует единое видение стратегии развития бизнеса, это приводит к распылению ресурсов и хаотичной деятельности компании.
- Если в организационной структуре нет четкого распределения функций и ответственности, значит, нет и порядка, координации, согласованности.
- Если не отлажены бизнес-процессы, то компания работает хаотично, нет эффективности и стабильных результатов.
- Без корпоративной культуры сложно добиться продуктивной работы. В этом случае поведение сотрудников и их взаимоотношения между собой не способствуют достижению целей бизнеса.
Если данные примеры похожи на ситуации из жизни, значит, ограничения в организационной системе точно существуют.
Ограничения в области взаимоотношений
С какими заинтересованными сторонами взаимодействует организация? В первую очередь это клиенты, которые приобретают продукцию и пользуются услугами. Это могут быть и акционеры, являющиеся основателями компании. Сюда же относятся сотрудники, поставщики и партнеры.
Если в процессе взаимодействия с вышеперечисленными лицами возникают проблемы, это может привести к таким неприятным моментам:
- Снижается лояльность постоянных клиентов, вместе с тем уменьшается приток новых. Компания теряет свою привлекательность.
- Акционеры частично недовольны руководством компании.
- Сотрудники равнодушны к результатам своей работы, они не проявляют инициативу и ответственность.
- Поставщики пытаются наладить прямые связи с клиентами, исключая из цепочки посредника.
В процессе выявления проблем важно определить, какие заинтересованные стороны есть в конкретной организации и имеются ли во взаимоотношениях с ними сложности или недоразумения.