Четверг, Январь 21, 2021
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
  • | Instagram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Бизнес-процессы

Автоматизация бизнес-процессов российских предприятий

Консалтинговая компания iTeam Консалтинговая компания iTeam
10.09.2014
в рубрике Бизнес-процессы
0
424
ПОДЕЛИТЬСЯ
4.7k
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

  • 1 Суть подхода
  • 2 Плюсы и минусы автоматизации предприятия через автоматизацию бизнес-процессов
  • 3 Принципы эффективного подхода к автоматизации предприятия
  • 4 Что дает такой подход
Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

На сегодняшний день ведется много споров о правильности того или иного подхода к автоматизации предприятий. На настоящий момент наиболее правильным, грамотным подходом считается так называемый «западный». Изначально, он развился и оформился в более развитых (в области управления) странах, и теперь осуществляются попытки его применения на российских предприятиях.

За основу подхода можно взять следующее утверждение: Автоматизация бизнес-процессов предприятия должна вытекать из стратегии развития организации и быть эффективной. Другими словами, автоматизировать нужно только те задачи, которые способствуют достижению цели фирмы. При этом каждая задача автоматизации предприятиядолжна быть оценена с позиции Цена/Эффективность.

Этот подход действительно можно назвать правильным, даже идеальным. Этот способ основывается на выделении и автоматизации бизнес-процессов. Именно автоматизация бизнес-процессов является основой автоматизации самого предприятия.

автоматизация предприятия через автоматизацию бизнес-процессов

Суть подхода

  1. Исходя из целей и стратегии выделяются бизнес-процессы, требующие качественного улучшения.
  2. Для каждого выделенного бизнес-процесса ставится задача автоматизации, позволяющая повысить эффективность работы процесса.
  3. Предполагаемый эффект оценивается заранее и сравнивается с величиной затрат на ее реализацию.
  4. Реорганизация и автоматизация бизнес-процессов предприятия.

При таком подходе основными задачами, требующими автоматизации, будут те, эффект от реализации которых можно оценить наиболее явным образом:

  • Задачи планирования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) – уменьшение затрат, связанных с использованием ресурсов
  • Управление отношениями с клиентами – привлечение новых и удержание существующих клиентов
  • Конструкторско-технологические процессы – уменьшение стоимости и повышение качества конструкторско-технологических разработок

Понятно, что при этом подходе задачи учета и контроля будут являться вторичными, поскольку связать их с целями компании и оценить их эффект очень сложно. Задачи учета и контроля в этом случае скорее являются неотъемлемой частью задач планирования и анализа, чем-то, что подразумевается по умолчанию.

Именно на этих предпосылках основаны комплексные информационные системы, поддерживающие стандарты ERP (планирование ресурсов), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), CAD/CAM системы.

Все плюсы такого подхода вытекают из его описания. Теперь рассмотрим минусы этого подхода при применении его на российских организациях.

Плюсы и минусы автоматизации предприятия через автоматизацию бизнес-процессов

  • На очень немногих российских организациях сформулированы цели и стратегия. Поэтому о согласованности задач автоматизации и целей говорить сложно. Значит, для применения обозначенного выше подхода необходима разработка стратегии, возможно, с привлечением сторонних консультантов, и перестройки всей системы стратегического планирования. Как это ни печально, но менеджмент и собственники многих российских предприятий к таким преобразованиям пока не готовы.
  • Реализация задач автоматизации планирования ресурсов, управления отношениями с клиентами на российских фирмах зачастую требует серьезной перестройки бизнес-процессов (реинжиниринг), что, опять же, требует серьезных материальных, временных затрат и, конечно же, готовности к преобразованиям персонала и менеджмента предприятия.
  • Стоимость применения комплексных средств, направленных на автоматизацию задач планирования и управления пока что является «неподъемной» для Российских предприятий, особенно если учесть, что внедрение таких систем зачастую требуют огромной работы сторонних консультантов по перестройке бизнес-процессов.

Тем не менее, «западный» подход применяется в России, однако зачастую он выражается во внедрении «дорогой» комплексной системы управления, без увязывания внедрения с целями организации и корректной оценки предполагаемой эффективности такой системы.

Как результат, достаточно небольшое количество проектов автоматизации оказывается удачно завершенными в полном объеме. Большая же часть либо «пробуксовывает», либо реализуется не полностью, в основном опять же в части учета, поскольку, «завтра мы можем посчитать вчера, а вот спланировать завтра невозможно».

Внедрение комплексной информационной системы зачастую является не осмысленной необходимостью, а всего лишь данью моде или желанием руководства не отставать от других компаний.

Как же тогда нужно подходить к процессу автоматизации российских предприятий?

Чтобы ответить на этот вопрос, опишем типовые «болезни», соответствующие большинству Российского бизнеса:

  • Отсутствие стратегического менеджмента
  • Пока еще низкая квалификация менеджмента в области управления. Да, договариваться с поставщиками, банками, клиентами могут, но грамотно управлять с применением информационных технологий – пока нет
  • Отсутствие политики клиентоориентированности
  • Неразвитость ИТ-инфраструктуры
  • Отсутствие четких методик планирования деятельности и ресурсов, в частности
  • Зачастую плачевное состояние конструкторско-технологической документации, расхождение ее с реальными технологическими процессами
  • Задачи автоматизации управления производством (планирования и учет) решены отдельными локальными задачками, которые ни развивать ни поддерживать зачастую уже некому

Действительно, внедрение на таком предприятии комплексной информационной системы с большой степенью вероятности обречено на провал, по крайней мере, об ощутимом повышении эффективности работы процессов говорить сложно.

Исходя из российских реалий, следует также учесть жесткие требования со стороны государства в части ведения на предприятии бухгалтерского и налогового учета. Эти задачи отнимают много ресурсов и не всегда адекватно поддерживаются комплексными системами управления предприятием.

Наша команда, более 10 лет работающая на рынке управления и автоматизации и реализовавшая достаточно большое количество проектов, свой подход к автоматизации Российских предприятий сформулировала в следующих принципах.

Принципы эффективного подхода к автоматизации предприятия

  • Автоматизировать бизнес-процессы постепенно
  • Сначала направлять усилия на изменения более понятных персоналу бизнес-процессов – учет и контроль
  • Вовлечение руководства в автоматизацию
  • Мягкая и постепенная перестройка бизнес-процессов
  • Эволюционное развитие информационной системы

Хотя и считается, что мы должны брать самое лучшие из западных технологий управления, но надо учесть, что мы в этом процессе очень сильно отстали и прохождение всех этапов эволюционным путем будет более эффективным и дешевым, нежели революционный путь.

Что дает такой подход

  • Предприятие не тратит огромных средств на комплексную автоматизацию
  • Автоматизация бизнес-процессов учета и контроля позволяет решить задачи бухгалтерского и налогового учета (которые в нашей стране волнуют многих руководителей), и, как следствие, переориентироваться на решение задач планирования и управления
  • Постепенная автоматизация и вовлечение руководства в этот процесс позволяет им прочувствовать связь между ИТ-решениями и процессами управления, повышает их квалификацию как управленцев
  • Повышается квалификация персонала – освоить отдельные участки автоматизации проще, чем комплексную систему
  • Получение точных и своевременных учетных данных позволяет выявлять проблемы, связанные затратами на использование ресурсов, проблемы в работе с клиентами, что подталкивает руководство к совершенствованию процессов управления и позволяет ставить новые задачи автоматизации, направленные на решение этих проблем

Фактически предприятие таким образом готовится к освоению передовых технологий управления и внедрению комплексных систем управления предприятием. Через какой-то период руководство предприятия начинает отчетливо представлять, как связаны информационные технологии и эффективность бизнес-процессов, какие задачи автоматизации могут способствовать достижению целей бизнеса, перестройка некоторых бизнес-процессов становится очевидным фактом. Предприятие становится готово к внедрению комплексной автоматизированной системы, реально оценивая эффект от ее внедрения. Вероятность успеха внедрения комплексной системы в таком случае будет много выше, чем на неподготовленном предприятии.

Например, автоматизация бизнес-процессов производственных компаний обычно идет по следующим направлениям:

1. Направление бухгалтерского учета, расчета заработной платы, кадрового учета.

Позволяет решить довольно ресурсоемкую задачу и обеспечить руководство предприятия сводной управленческой информацией. Руководство втягивается в процесс освоения информационных технологий и начинает формулировать требования по получению более детальной и оперативной информации о деятельности организации.

2. Направление оперативного производственного, управленческого учета

В ходе решения этой задачи происходит упорядочение технологической информации, налаживается оперативный производственный и складской, управленческий учет. Руководство начинает получать оперативную и детальную информацию о деятельности предприятия и может пересматривать механизмы планирования на предприятии. В свою очередь, детальная и оперативная управленческая информация является основной для точного и детального планирования деятельности предприятия.

3. Направление натурального планирования ресурсов (материальных, трудовых)

Решение этой задачи не обязательно должно быть глубоким и соответствовать стандартам MRP/ERP. Улучшение процесса натурального планирования позволяет руководству повысить качество и скорость процессов планирования деятельности, иногда позволяет сократить издержки по содержанию ресурсов. Наличие плановой и фактической управленческой информации позволяет анализировать и контролировать деятельность организации.

4. Направление финансового планирования, бюджетирования

Решение этой задачи позволяет планировать, оценивать и анализировать деятельность в финансовых показателях.

5. Комплексная автоматизация (система стандарта ERP)

Интеграция и развитие решенных и новых задач с учетом целей и стратегии предприятия. Т.е. углубление или освоение новых задач автоматизации напрямую зависит от стратегии. При этом каждая задача оценивается по соотношению цена/эффективность.

Как показывает наш опыт, такой подход оправдывает себя на большинстве российских предприятий.

Подготовлено с использованием материалов ГК “Современные технологии управления”, И. Воронцова

Метки: автомазацияИнформационные технологии
Предыдущий

Динамическое моделирование - инструмент прогнозирования и планирования в неопределенных динамично развивающихся ситуациях

Следующий

Тайм-менеджмент за неделю: пошаговый план

Похожие Статьи

Механика бизнеса: с чего начать, чтобы построить эффективную бизнес-систему
Бизнес-процессы

Механика бизнеса: с чего начать, чтобы построить эффективную бизнес-систему

24.12.2020
Классификация бизнес-процессов
Бизнес-процессы

Классификация бизнес-процессов

15.12.2020
Показатели эффективности бизнес-процессов
Бизнес-процессы

Показатели эффективности бизнес-процессов

15.12.2020
Следующий
Тайм-менеджмент за неделю: пошаговый план

Тайм-менеджмент за неделю: пошаговый план

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр КочневАлександр Кочнев (134)
  • Александр НауменкоАлександр Науменко (4)
  • Андрей БурковАндрей Бурков (7)
  • Вячеслав ГригоровичВячеслав Григорович (6)
  • Дарья СиленокДарья Силенок (3)
  • Дмитрий КорнилинДмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий НаконечныйДмитрий Наконечный (7)
  • Марина БогомягковаМарина Богомягкова (1)
  • Марина СтупаковаМарина Ступакова (25)
  • Ольга АндрееваОльга Андреева (20)

Новые статьи

Корпоративная культура традиции и современность

Корпоративная культура традиции и современность

19.01.2021
Бюджетирование как инструмент оперативного контроллинга

Бюджетирование как инструмент оперативного контроллинга

19.01.2021
Аудит корпоративной культуры: что это такое и как ее можно изменить?

Аудит корпоративной культуры: что это такое и как ее можно изменить?

15.01.2021
Оценка стратегий диверсифицированной компании

Оценка стратегий диверсифицированной компании

14.01.2021

Метки

Бюджетирование Информационные технологии Корпоративное управление Маркетинговое управление Проектное управление Стратегия Управление Управление проектами Финансовое управление бизнес-процессы мотивация персонала стратегическое управление управление бизнес-процессами управление персоналом целевое управление
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

Как внедрить бизнес-процессы
Вам подарок!
КНИГА
“Как внедрить бизнес-процессы”!



Подпишитесь прямо сейчас!