По роду своей деятельности я нередко обсуждаю с руководителями и сотрудниками предприятий корпоративные ценности. Выясняю, что важно для людей, какие мотивы руководят их поступками? Очень редко в качестве значимой ценности люди называют свободу. Лишь немногие понимают смысл этого понятия. Чаще всего свободу отождествляют с вседозволенностью и рассматривают как негативное проявление, ведущее к разрушению, хаосу.
Для меня свобода есть одна из главных ценностей, а преодоление рабства внутри себя и во внешней среде — главный вектор развития.
Рассуждая о свободе нужно различать внутреннюю и внешнюю свободу. Внутреннюю свободу очень точно определил Николай Бердяев: «Свобода есть ответственность перед Богом быть свободным человеком, а не рабом». Внутренняя свобода достигается путем личного развития. Внутренне свободный человек не является рабом обстоятельств, вредных привычек, враждебных сил, он не подвержен манипуляции, не руководствуется в своих поступках инстинктами. Он поступает осознанно и находит опору в своем внутреннем мире. Внутренне свободный человек остается свободным даже в тюремном заключении, поскольку его внутренний мир недоступен для тюремщиков. Свободный человек способен делать осознанный выбор — не под давлением обстоятельств или чьей-то воли, а на основе ясного понимания собственных ресурсов и возможностей, которые предлагает окружающая среда.
Свобода, как социальное понятие, предполагает наличие выбора. Чем больше вариантов выбора, тем больше свободы в обществе. Декларированные свободы и фактические возможности выбора в любом обществе не совпадают. Свобода слова, собраний, перемещения, избирать и быть избранным в органы власти обставляются множеством законодательных ограничений, который могут свести реальный выбор к нулю. Поэтому степень свободы, присущую обществу, нужно измерять наличием фактически реализуемых механизмов выбора. Так, с формальной точки зрения, Россия представляет собой весьма демократическое государство, фактически являясь обществом с преобладанием тоталитарных ценностей и авторитарной формой управления.
Предельное состояние порядка — это кладбище (там идеальный порядок!). Предельное состояние свободы общества — полный хаос (вроде Дикого Запада в американских вестернах). Никто не хочет преждевременно попасть на кладбище, и никто не хочет жить в условиях хаоса. Необходим баланс, при котором общество не только допускает, но и оберегает права меньшинства на различные идеи, мнения, точки зрения. Это важно для поддержания жизни, развития, для самосохранения общества, как живого организма.
Отсутствие свободы означает подавление разнообразия, ограничивает развитие, ведет к застою, стагнации. В условиях застоя проблемы, решение которых откладывается на многие годы, накапливаются и обостряются. Когда, наконец, тяжесть проблем становится непомерной, происходит взрыв, бунт, скачкообразный переход в новое квазистабильное состояние. Так развивается наша страна на протяжении многих веков. Это расплата за отказ от свободы в пользу кажущейся стабильности.
Может ли быть свободным общество, состоящее из внутренне несвободных людей? Очевидно нет. Для зрелого общества нужна критическая масса людей, способных принимать ответственность как минимум за себя и свою семью, как максимум — за свой город и страну. У рабского сознания глубокие корни — крепостное право, самодержавие, советский уклад жизни. Мы, как и наши предки, полагаемся на начальство и божью волю в решении всех жизненных проблем. Даже в таких вопросах, как собственное здоровье, воспитание детей, забота о стариках у нас принято возлагать ответственность на «государство». Поэтому, какой бы общественный строй ни провозглашался в нашей стране, мы всегда воспроизводим одну и ту же патерналистскую модель, в которой есть «царь-отец», воеводы-мздоимцы, челядь (прислужники) и тьма холопов. Ничего другого не может быть, пока холопы не осознают себя свободными людьми. Свободу никто не подарит, ее нужно добиваться, до нее нужно дорасти. А пока …
Паситесь мирные народы.
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
(А.С.Пушкин)
Раб не хочет быть свободным — он хочет быть господином