Содержание
Глобальный экономический кризис поставил под удар предприятия, организации всех форм собственности, частных предпринимателей. Неудивительно, если руководитель запаникует и наделает управленческих ошибок — психология человеческая такова. Важно вовремя взять себя в руки, продумать стратегию выживания и составить план.
Решение проблемы начинается с ее осознания. Если вы считаете, что кризис пройдет стороной, то дальше можно не читать — у вас все в порядке… или вы еще не готовы признать наличие проблемы.
Мои советы принесут пользу тем, кому уже «посчастливилось» столкнуться с ураганом, именуемым в СМИ «некоторыми финансовыми сложностями». Что делать, чтобы свести к минимуму влияние мирового кризиса?
Снимаем розовые очки
После осознания проблемы, нужно сделать два непростых шага: взять эмоции под контроль и расстаться с иллюзиями.
Контролируйте собственное эмоциональное состояние. Пусть голова будет холодной, сердце горячим, а руки твердыми. Конечно, от подчиненных и даже жены можно спрятать стресс, одев маску улыбающегося босса, но подсознание не обманешь. Если голова первого лица компании только и думает о том, где взять денег, чтобы перекредитоваться, то любые управленческие решения в такой ситуации могут быть губительны.
Заставьте себя расстаться с планами, сформированными в докризисных тепличных условиях. Для любого руководителя откатиться на несколько лет назад — шаг сложный. Хотя нас уверяют, что в России это сделать очень легко, ведь многие помнят, как жили до Перестройки, во время Перестройки, после дефолта 1998 года и т.д. Обывателям привычно находиться в состоянии «не знаю — сплю спокойно», а руководителям?
Расставляем приоритеты
После того, как розовые очки убраны в футляр, нужно понять, какую глобальную задачу сейчас решать. Это особенно актуально для владельцев предприятий. Менеджменту как никогда нужен ответ на вопрос: «Что хозяин хочет в данной ситуации от бизнеса?». Минимизировать риски, заложить фундамент под будущий рост, выйти в кеш? Без чётких требований первых лиц к организации сегодня можно уже завтра получить дырку от бублика.
При антикризисном управлении без системы приоритетов ограниченные ресурсы будут направляться в разные стороны. Поэтому в кризисе, как в бою, приказы должны быть четкими, ясными, быстрыми и адекватными реальным изменениям.
Следующий шаг — встреча с ТОПами. Им нужно сообщить о новых правилах игры, которые будут способствовать повышению выживаемости в сложный период. Если в организации была демократия, то очень демократично объяснить, что на время кризиса вводится авторитарный стиль с четкими задачами и границами ответственности. Бардак в компании губителен. Вся организационная культура должна соответствовать тому, что предъявляет ей внешний мир.
Управление кризисом: корректируем бизнес-процессы
Когда в голове появилась четкая система приоритетов, приправленная уверенностью и трезвым расчетом, самое время переходить к изменению курса движения компании. Ниже мои рекомендации.
- Цель — сохранение операционной прибыли.
Главный фокус внимания должен быть направлен на получение выручки и операционной прибыли. Для многих компаний важно сохранить масштаб операций, пожертвовав рентабельность.
- Свежий взгляд на клиентов.
Необходимо заново понять, кто ваш клиент, что он покупает, как вы производите товар или услугу.
- Фокус на потребностях покупателей
Кризис коснулся не только вас, а и клиентов. Они меняются и вам необходимо соответствовать их ожиданиям. Чтобы их выявить рекомендую ответить на следующие вопросы. Что в организации может быть товаром для клиентов? Как они будут себя вести в условиях падения рынка? Отвечая, держите в голове рыночные тенденции.
- Ваш клиент — платежеспособный клиент!
Сформировать список ключевых бизнес-единиц, которые будут обеспечивать взаимодействие с клиентом. Банально, может быть даже скучно, но сейчас важно идти не просто от клиента, а от платежеспособного клиента. Поэтому не стоит до конца резать маркетинг и казнить рекламу.
- Трезвый взгляд на продуктовый портфель
Жизненно необходимо оставить в продуктовом портфеле только те предложения, которые приносят прибыль сегодня и имеют хорошие шансы сделать это завтра. Пришло время отказаться от «любимых» товаров, присутствовавших в ассортименте по причине глубокой личной симпатии первых лиц. Кризис — не время для игрушек. Если очень хочется «играть», выделите эти товары в отдельную компанию и развлекайтесь, не мешая основному бизнесу выживать.
Конечно, не забудьте пересмотреть условия взаимодействия с клиентами — учитывайте риски неплатежей и трезво оценивайте реальную рыночную позицию заказчиков. Будьте тверды, но не требуйте невозможного.
- Быть быстрым, как рынок
Важно усвоить следующее: скорость изменений в организации должна быть адекватна скорости перемен окружающего мира. Замечу, что все сейчас меняется очень быстро.
В свою очередь скорость изменений организации будет зависеть от того, что происходит в головах первых лиц, насколько быстро они смогут сами адаптироваться к новым реалиям. Не переживайте, для вас это не впервой.
- Сокращаем затраты с умом
Определите затраты, которые необходимы для нормального функционирования производства и продаж. Все остальное очень пристально проанализировать. Смело пускайте под нож те, которые не приносят ощутимого финансового результата сейчас и не собираются делать это в ближайшем будущем.
Траты под микроскопом
Остановлюсь подробно на том, какие траты нужно сокращать:
- Инвестиции, которые не влияют на текущую деятельность.
- Непрофильные активы — они отнимают деньги, время, энергию, эмоции. Сосредоточьтесь на основной деятельности.
- Неэффективные бизнес-единицы, отделы, предприятия. Если нет прибыли, зачем тащить балласт?
- Программы развития, например, персонала. Все они были сформированные до кризиса и, скорее всего, сейчас неактуальны. Если придется сокращать персонал, то пользы от программы развития сотрудников — ноль.
- Корпоративные мероприятия, например, Новый Год. Все всё понимают, поэтому погуляем, когда пройдет основная фаза кризиса.
- Персонал, без которого можно обойтись в основных бизнес-процессах.
- Аренду помещений. От ненужных площадей отказаться, а для нужных снизить цену, проведя переговоры с арендатором. А кому сейчас легко?
- Затраты на себестоимость. Это самое ключевое! Пересмотреть поставщиков, сырье, комплектующие и т.д. В условиях кризиса некоторые бизнесы могут позволить себе снизить качество, особенно если у них доминирующее положение на рынке.
- Рекламу, PR и другие инструменты продвижения если оставлять, то очень сильно подумать об эффективности, и конечно учитывать сегодняшние реалии. Кризис — самое время требовать скидки.
- Внедрение и разработку IT проектов, если были задуманы как имиджевые, «так положено», «нужно для IPO», или проекты с туманной перспективой финансовой отдачи.
Взгляд в близкое завтра и прекрасное далеко
Кризис кризисом, но думать о завтрашнем дне необходимо.
- Для реализации основной деятельности рассмотреть варианты бартерных сделок.
- Планировать кадровые перестановки — сейчас можно привлечь более квалифицированный персонал.
- Если рынок специализированный, то разработать программу удержания «узких» специалистов, т.к. их уход может внести дополнительный риск для организации.
- Позаботиться о финансовой подушке, желательно наличной, которая позволит пережить самые тяжелые времена, когда спрос будет стремиться к нулю. Особенно это будет чувствоваться после Нового Года, когда и так вся страна две недели не работает.
- Вывести активы физических лиц, например владельцев, из обеспечения по обязательствам компании. Нужно снизить риски потери собственного имущества в случае неблагоприятных обстоятельств с бизнесом.
- Пересмотреть систему мотивации персонала. Задача — нацелить на достижения результата и повышение эффективности. Вплоть до того, что всех перевести на процент от объема продаж.
- Внедрять мероприятия по повышению КПД каждого сотрудника. Малоэффективным организациям существовать в условиях резкого падения спроса будет очень сложно.
Вышеизложенные рекомендации расположены не в очередной последовательности, т.к. для каждой компании важно разработать свой план «Б». Хотя… многим пора его не разрабатывать, а уже реализовывать.
Конечно, список шагов можно расширить и углубить, применительно к каждой конкретной ситуации. У вас есть вопросы? Ваша ситуация не такая как у всех? Поделитесь в комментариях, и вместе найдем приемлемый выход.
Автор: С. Нифонтов
Источник: материалы сайта krizis-kopilka.ru
В общем-то автор статьи говорит об очевидных вещах.
Все это должно быть в хорошей компании: и бизнес-план со сценариями, и риск-менеджмент и пр.
Если нет — учитесь.
Хотелось бы четких советов, что делать в кризис.
К примеру: Как организовать работу финансовой службы?
Перейти к скользящему планированию бюджетов?
Ведь ситуация будет меняться очень быстро.
Это потребует изменения бюджетов сразу же после поступления новых данных.
Планировать только на короткий срок?
Или сделать скользящий бюджет как дополнение к существующему?
Нужно ли пересматривать финансовую модель, чтобы быстро анализировать чувствительность?
Связать ее с какими-то критическими параметрами для бизнеса (курсом валюты, процентной ставкой)?
Как реорганизовать работу службы?
Сотрудникам придется работать с постоянно меняющейся информацией в отличие от привычной модели.
Их нужно будет переобучить.
Кстати кризис — это лучшее время для обучения персонала недостающим навыкам .
Не думаю, что автор прав, предлагая сэкономить на этом.
Как никогда важна сплоченность команды.
Тут одними встречами с ТОПами не обойдешься.
На самом деле вопросов много.
Например, что делать с ценами?
Советы типа перевести всех на процент от объема продаж; вывести активы владельцев из-под залога сомнительны.
Анатолий, спасибо за комментарий и развернутый список вопросов. Статья написана нашим партнером. Его подходы не всегда совпадают с нашими, хотя имеют место быть. Согласны с вами, что компания к кризис должна изменяться. Такая работа ведется в рамках мастер-проекта «Трансформация компании», присоединяйтесь https://iteam.ru/pages/master-proekt-transformaciya