Организационные изменения в компании всегда начинаются с диагностики ее состояния. И первый шаг – выяснение видения проблем руководителями и сотрудниками. Важно услышать выраженное их словами понимание проблем компании.
Просматривая материалы проектов за многие годы, встречаю почти в каждой компании указания на проблемы в целеполагании. Вот некоторые высказывания «из первых уст»:
- Нет понимания общей цели.
- Не определена высшая цель работы в компании.
- Миссия не принята сотрудниками, как общая цель.
- Нет ясности относительно целей, задач, стратегии компании.
- Цели компании не осознаются сотрудниками.
Характерно, что в большинстве случаев руководители осознают необходимость ясного определения целей компании, как условия ее успешного развития. Когда я задаю вопрос о том, почему целям придается такое важное значение, топ-менеджеры говорят, что ясность целей мотивирует сотрудников, мобилизует их на результативную работу, придает согласованность и направленность действиям сотрудников и подразделений. К этому, пожалуй, нечего добавить.
Особенно отчетливо важность целей проявляется, когда мы с управленческой командой компании приступаем к выявлению причинно-следственных связей между различными проблемами. Карта проблемной области наглядно демонстрирует, к чему ведут проблемы целеполагания. Так выглядит типичный набор негативных явлений, сформулированных топ-менеджерами ряда компаний:
- Низкая инициативность и ответственность сотрудников.
- Нестабильное качество продукции.
- Снижение лояльности потребителей бренду компании.
- Конкуренты догоняют по услугам, предоставляемым клиентам.
- Низкая рентабельность.
- Замедляется развитие компании.
Осознать проблему и ее причины — это большой шаг к ее преодолению. Однако необходимо еще найти верное решение. Как сформулировать цели компании и создать систему целеполагания, которая доведет цели компании до каждого сотрудника?
Эту задачу мы решаем в ходе мастер-проекта «Создание системы целевого управления».