Содержание
«…их акции работали в 15 раз лучше, чем общий фондовый рынок с 1926 года», — писал Джим Коллинз сотоварищи в предисловии к своей книге в 1994 году. Прошло много лет, и …
Откуда взялись «Построенные навечно»
Джим Коллинз и Джерри Поррас из Стэнфордского университета однажды озадачились вопросом, что делает компании устойчивыми, прямо-таки неубиваемыми в любых условиях. Целых шесть лет бригада из 16 студентов во главе с двумя профессорами изучала вопрос.
Результат вылился в книгу «Built to Last» в 1994 году. Эти 372 страницы переиздавались больше 10 раз и до сих пор продаются в США.
В Россию «Built to Last» пришла через 10 лет, и благодаря фантазии переводчика Виталия Мишучкова, Стокгольмской школе экономики в Санкт-Петербурге и издательству МИФ, на русском зазвучала как «Построенные навечно». Аналогично, пережила несколько переизданий (данная заметка пишется по изданию 2004 года).
Книга — настоящее исследование
Исследование проводилось в 3 этапа:
- Сбор и обработка экспертного мнения. Отобрали 700 (семьсот) СЕО крупнейших компаний из списков журналов Fortune 500 и Inc 500 → попросили каждого лично составить список 5 великих компаний → получили и обработали 165 списков → получили топ-20 великих компаний и отсеяли ещё 2 → осталось 18 великих.
- Построение методики исследования. Набрали контрольную группу компаний. Для сравнения каждой великой компании в пару поставили максимально аналогичную ей по всем параметрам «бедную родственницу».
- Сбор и обработка статистической информации по всем 36 компаниям и обзорам рынков. Составление углублённой истории каждой компании. Работали как по открытым источникам, так и в архивах самих компаний.
- Анализ данных, построение десятков гипотез, проверка статистикой.
Повторимся, на всё исследование ушло 6 лет и усилия минимум 18 человек.
Как отбирались компании, почему из 700 осталось только 18?
Чтобы подтвердить свою особенную стойкость («Built to Last» можно перевести и как «Построенные, чтобы стоять до последнего»), компании тогда по Коллинзу — Поррасу должны были соответствовать нескольким критериям:
- лидер в своей отрасли;
- широко признана в деловом сообществе;
- оставила неизгладимый след в мире;
- возглавлялась несколькими поколениями руководителей;
- пережила несколько жизненных циклов товаров и услуг;
- основана до 1950 года.
Поэтому мы не увидим среди этих компаний многих нынешних гигантов: Apple (основана в 1974 году) была подростком, а Amazon (1994), Google (1998) и Facebook (2004) даже не родились.
Что узнали
Главный вопрос исследования: «Что делает по-настоящему выдающиеся компании отличными от других компаний?»
Ответ в самом общем виде звучит так: «Великие компании обладают видением будущего».
Тогда, в 1994 году, и позже, в 2004 году, это выражалось в фундаментальном принципе: сохранять суть и стимулировать прогресс. Наиболее важная работа: разрабатывать механизмы для этой пары, и устранять несогласованности, которые уводят в сторону от ключевой идеологии и замедляют движение к воображаемому будущему.
Попутно Джим и Джерри выявили некоторые интересные эффекты. Например, акции гиперстойких компаний работали в 15 раз лучше, чем общий фондовый рынок с 1926 года, и в 2 раза лучше компаний взятых для сравнения.
Герои Коллинза — список «построенных навечно»
- 3М — работает с 1902 года.
- American Express — с 1850 года.
- Boeing — с 1915 года.
- Citicorp — с 1812 года.
- Ford — с 1903 года.
- General Electric — с 1892 года.
- Hewlett-Packard — с 1938 года.
- IBM — с 1911 года.
- Johnson & Johnson — с 1886 года.
- Marriot — с 1927 года.
- Merck — с 1891 года.
- Motorola — с 1928 года.
- Nordstrom — с 1901 года.
- Philip Morris — с 1847 года.
- Procter & Gamble — с 1837 года.
- Sony — с 1945 года.
- Wal Mart — с 1945 года.
- Walt Disney — с 1923 года.
Как «неубиваемые» чувствуют себя сейчас
Анализ будет очень грубым. Рядом не обнаруживается бригада из двух профессоров Стэнфорда и 16 студентов-аспирантов. Есть древний диплом по экономике, старенький компьютер и интерес узнать: живы ли эти компании сейчас, и если да, то насколько они прибыльны. Если их акции работали в 15 раз лучше, чем общий фондовый рынок с 1926 года , то что стало после 1990 года?
Берём индекс S&P 500 — самый широкий индекс. Отражает состояние экономики и фондового рынка в целом.
Возьмём две точки. Одну сразу после окончания исследования, то есть 1 января 1991 года, а вторую придвинем к нашим дням, на 1 января 2019 года. Получится ровно 28 лет и 1 день.
Не будучи знатоками фондового рынка, берём данные с первого сайта, что предлагает «Яндекс»:
Итак, базовый уровень S&P 500 в точке А = $343,93, в точке В = $2704,10
Аналогично получаем другие значения (upd 12.08.19: раздел уточнён благодаря Joshua Peterson , в скобочках прописаны тикеры и пересчитаны цифры):
- Boeing (BA) — 1462%.
- American Express (AXP) — 1440%.
- Johnson & Johnson (JNJ) — 1292%.
- Walt Disney (DIS) — 1154%.
- Wal Mart (WMT) — 1062%.
- Hewlett-Packard (HPQ) — 897%.
- 3М (MMM) — 844%.
- Nordstrom (JWN) — 623%.
- Procter & Gamble (PG) — 607%.
- Motorola Solutions (MSI) — 599%.
- Фондовый рынок в качестве SPDR S&P 500 (SPX)= 586%.
- Marriot (MAR) — 586% c 1 марта 1998 года.
- Merck (MRK) — 415%.
- IBM (IBM) — 324%.
- Citicorp (C)— 193%.
- Sony (SNE)— 132%.
- Philip Morris (MO и PM) — 130% (сплит).
- General Electric (GE) — 83%.
- Ford (F) — 10%.
Ответы: через 28 лет
- В живых осталось 18 из 18 гиперустойчивых компаний. Пусть часть из них и в усечённом виде, как Motorola, кусок которой поглотила китайская Lenovo.
- Если исключить Marriot (данные за неполный период), оставшимся компаниям «видение будущего» позволило стать дороже в среднем 663%, что на 77% больше, чем весь рынок в целом.
Послесловие для самых упорных
Когда писалась книга Джиму Коллинзу было около 35 лет. Он не останавливался, написал ещё 5 книг. Мудрел, наверное. В 2008 году он дал интервью на тему принятия решений, в котором в неявной форме «видение будущего компаниями» поменяло свою роль.
Далее он поясняет, что в условиях постоянной неопределённости, в которой работают компании, нужны люди, которые могут быстро адаптироваться к изменениям и не теряются перед лицом неприятностей. Не так важно «что», как важно «с кем».
Таким образом, можно предположить, что Джим Коллинз де-факто через 24 года после написания книги и много-много интервью с СЕО отодвигает «видение будущего» на второй план. Сначала — люди.
С ним заочно соглашаются Сергей Петров (опыт в бизнесе 28 лет) — основатель «Рольфа», особое внимание уделяет подбору людей, и во многом благодаря этому его автодилерский бизнес в 3 раза эффективнее аналогичного.
И Клаус Кобьёлл в своей книге «Мотивация в стиле экшн» во многом говорит о том же. На момент написания Клаус имел опыт около 20 лет. Его отель «Landhotel Schindlerhof» по случайному совпадению в 1990-х тоже был в 3 раза эффективнее конкурентов. Со временем небольшой отель превратился в конференц-отель международного уровня — «Schindlerhof Creative Centre», и в 2007 году вошёл в отраслевой топ-100.
Кобьелл нанимал только «особенных людей». Таких людей, по мнению Кобьелла — всего 5%. Обычный человек на новое предложение отвечает «да, но…», и далее идёт отрицание предложения. Особенные в такой ситуации отвечают «а почему бы и нет?…», и начинают искать способы воплощения. Возможно, это один из приёмов не за дорого выявить высоко адаптивных людей, людей-самолётов, которым не нужен пастух, чтобы делать дело.
Автор: М. Хакимов
Источник: материалы сайта vc.ru