Любая организация состоит из пяти элементов: Цели, Стратегия, Процессы, Оргструктура, Корпоративная культура.
В центре – система целеполагания, цели организации. Для их достижения должна быть выстроена система контроллинга, обеспечивающая общую направленность действий.
Второй элемент – стратегия. Интегрирует все направления бизнеса и отвечает на вопрос: “Как мы будем достигать эти цели?”.
Третий элемент – бизнес-процессы. Стратегия реализуется через процессы, для этого их нужно определить, описать, выполнять и улучшать. Но прежде чем описывать, нужно посмотреть стратегически, на то, что делает компания.
Почему это важно? Компания – это открытая система. То есть она обращена во внешний мир. И она не может абстрагироваться от того, что происходит снаружи. Более того, она должна быть органична в окружающей среде. То есть, какие у вас клиенты, такие и должны быть процессы, продажи и обслуживание клиентов. Поэтому когда речь идет о создании системы управления процессами, мы прежде всего смотрим на рынок. Только стратегический подход позволяет нам выстроить правильные процессы и достигать нужных результатов в бизнесе.
Четвертый элемент – правильная оргструктура, которая обслуживает процессы. Структура – это понятное распределение функций и областей ответственности внутри организации. Важно описать какие подразделения какие функции выполняют и какую область ответственности они закрывают.
Необходимо устранять барьеры между подразделениями. Смысл в том, что в жестко регламентированной функциональной структуре бизнес-процессы не живут. Компании необходимо разобраться, какая организационная структура будет органична для нее, исходя из существующей системы процессов. Тогда вырисовывается структура.
Фундаментом всего являются ценности, пятый элемент системы управления. Это драйверы, которые заставляют людей поступать тем или иным образом. И конечно нужно, чтобы у компании были правильные ценности. Те ценности, которые ведут людей в том направлении, в котором движется организация, а не против него или в сторону.
Поэтому важная часть работы руководителей – создание правильной корпоративной культуры. Даже если руководители хотят заниматься только процессами, от вопроса ценностей и корпоративной культуры им никуда не уйти. Сами по себе процессы работать не будут.