Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Стратегия

Сбалансированная система показателей: суть дела

Александр Кочнев Александр Кочнев
12.02.2019
в рубрике Стратегия
0
Сбалансированная система показателей
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
672
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Сбалансированная система показателей (BalancedScorecard) существует уже более 20 лет, но, тем не менее, продолжает оставаться областью заблуждений и непонимания для большинства управленцев. Вместе с тем, суть этой управленческой методики можно изложить очень кратко и доступно – без «воды» и «тумана».

Распространено представление, что BSC — это инструмент управления «всем что движется». Руководители увидели еще одну управленческую панацею и начали применять ее как «средство от всех болезней». Применяли неправильно и разочаровывались.

Когда говорят о BSC, изображают «дерево» целей, представленное в четырех проекциях.

Sbalansirovannaya sistema pokazatelej
Ценность такого представления в том, что здесь наглядно показана стратегия компании, четко и конкретно. Стратегия отображается как совокупность стратегических целей, соединенных причинно-следственными связями.

Суть методологии Сбалансированной системы показателей можно сформулировать несколькими тезисами.

  1. Имеются четко сформулированные стратегические цели. Сформулированные вербально. Здесь важны точные формулировки. Допустимое количество целей от 15 до 25, но в среднем 20. Это практические рекомендации и одна из важных особенностей BSC. Почему 20? Потому что у компании не может быть 100 стратегических приоритетов.
  2. Цели сгруппированы в проекции, число которых может быть от 4 до 10. Вполне можно вообразить систему, в которой существует 10 проекций и это ничему не противоречит. При этом в каждой проекции будут 1,2,3 или 4 цели. Проекция — это группа целей, характеризующая какую-то заинтересованную сторону: клиента, общество, государство, сотрудников, поставщиков и др. Нужно посмотреть на стратегию как на совокупность приоритетных направлений развития и сформулировать эти приоритеты. Эта методология позволяет четко, наглядно, структурировано представить стратегические цели компании.
  3. Цели образуют систему. Сама методология обязывает нас изобразить их в виде дерева с причинно-следственными связями.
  4. Цели должны быть измеримыми. То есть к вербальному определению целей нужно добавить еще и метрику. Если мы пользуемся понятиями, имеющими только бытовое хождение, то это не инструмент для управления. Система нас обязывает дать метрику для каждой цели и четко определенный способ измерения.
  5. Стратегические проекты, каждый, из которых направлен на достижение определенной стратегической цели. Именно через стратегические проекты в BSC происходит развертывание стратегии. Именно через них имеется выход на тактический и оперативный уровень. Поэтому ключевая задача разработки стратегии состоит в том, чтобы для каждой стратегической цели сформировать необходимый и достаточный набор стратегических проектов, которые обеспечивают, по мнению управленцев, стратегов, достижение этой цели. Когда все это сформировали, получается комплексная система, в которой наглядно отображаем стратегию, критерии успеха в виде измеримых целей и весь тот механизм, который приводит стратегию в действие, то есть стратегические проекты.

Теперь о мифах, которые существуют вокруг BSC.

Миф 1. Внедрение BSC позволит наладить систему управления на всех уровнях – от стратегии до оперативной деятельности.
На самом деле, BSC — это система стратегического контроллинга. Нужно помнить, что управление компанией осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На каждом уровне свои процессы управления, свои планы, целевые показатели и методы контроллинга. Стратегические планы не являются простой суммой тактических и оперативных планов, хотя и связаны с ними. Стратегические цели не раскладываются на совокупность тактических и оперативных показателей; они находятся в отношениях «причина – следствие» и поэтому не подчиняются арифметическим операциям. Таким образом, BSC применяется только для построения стратегического контроллинга, ни для чего другого ее применять не следует.

Миф 2. BSC – подходящий инструмент для управления операционной деятельностью.
На самом деле существует два режима управления компанией. Первый — управление функционированием, когда мы занимаемся планированием текущей деятельности, контролируем ход процессов, обеспечиваем их необходимыми ресурсами. Второй — режим развития, когда мы изменяем эти процессы: структуры, системы управления создаем новые активы. Это принципиально иная деятельность, иные цели, иные процессы. BSC — это инструмент развития, он не относится к системе функционального управления, не предназначен для управления операционной деятельностью.

Миф 3. Компании нужна стратегия, значит необходимо создать BSC.
На самом деле разрабатывать BSC нужно только, тогда, когда у вас четко определена стратегия. BSC не заменяет стратегию, а служит инструментом управления разработанной стратегией. Эта система создается для того, чтобы стратегия не пылилась на полке, а работала каждый день и непрерывно продвигала компанию к ее целям.

Миф 4. BSC – очень жесткая система, сильно ограничивающая управленцев, не позволяющая гибко реагировать на изменения стратегической ситуации, в которой действует компания.

На самом деле вся суть BSC содержится в пяти положениях, представленных выше. Они, в сущности, требуют лишь одного – ясно изложить стратегические приоритеты руководства и логику действий. Во всем остальном дается полная свобода для творчества, полета мысли и гибкого реагирования на происходящее. При этом на каждом повороте стратегии логика изменений должна отражаться в системе BSC, чтобы стратегией можно было управлять.
О BSC написано множество книг и статей, из которых трудно извлечь практическую ценность. Но для изложения сути дела достаточно 750 слов, содержащихся в этой статье.

Больше информации о BSC можно найти на нашем сайте, где имеются статьи, кейсы и видеоматериалы.

Автор: Александр Кочнев

Метки: Сбалансированная система показателей
Предыдущий

Когда нужно заниматься стратегией

Следующий

Анализ финансовых данных: новый взгляд. Часть 3

Похожие Статьи

Как преодолеть сопротивление изменениям?
Стратегия

Как преодолеть сопротивление изменениям?

02.04.2025
Миссия компании: необходимость или лишняя формальность?
Стратегия

Миссия компании: необходимость или лишняя формальность?

26.03.2025
Анализ стратегии: ключевой этап внедрения процессного подхода
Стратегия

Анализ стратегии: ключевой этап внедрения процессного подхода

10.03.2025
Следующий
анализ финансовых данных

Анализ финансовых данных: новый взгляд. Часть 3

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!