Вторник, 20 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Организационная структура

Управление ожидаемыми поступлениями

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
24.04.2017
в рубрике Организационная структура
0
Управление ожидаемыми поступлениями
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
159
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

О чём бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах.
Николло Макиавелли

Среди множества ежедневных забот финансовой службы планирование денежных потоков является, наверное, одной из самых востребованных. При этом большинство учетных систем ориентировано, в основном, на «бухгалтерский учет» — корректное отражение фактических операций, реальное планирование и, тем более, управление деньгами осуществляется «вручную», как следствие, требует много времени и сил и часто приводит к серьезным ошибкам.

Рассмотрим, из каких элементов складывается такое управление

К текущим деньгам (остатки в кассе и на расчетных счетах) прибавляются ожидаемые поступления, расходуются планируемые платежи. В случае нехватки разница компенсируются за счет получения кредитов.

Планируемые платежи – тема отдельного обсуждения, связанного с производственным планированием, бюджетированием и согласованием.

Ожидаемые поступления состоят из поступлений по уже подписанным (или в стадии заключения) договорам и прогноз – по будущим сделкам. Отметим, что при оперативном планировании (неделя, месяц) доля «прогнозов» обычно невелика — основным является контроль поступлений по текущим договорам.

Ожидаемые поступления.

Конечно, в разных компаниях эффективный процесс будет выстраиваться различными способами. Одна технология подходит для розничных торговых сетей, другая – для производственных предприятий. Обсудим «проектные холдинги» – несколько видов  коммерческой деятельности, каждое из которых ведет договора с покупателями. Считаем, что таких договоров не слишком много (для эффективного управления от десятков до сотен, максимально, нескольких тысяч), но и не «единицы» (в таком случае каждый договор финансовая служба может эффективно сопровождать «вручную»).

Что же является целью организации такого процесса?

  1. Эффективное планирование. Корректная оценка ожидаемых поступлений на «ближнюю» (неделя, месяц) и «среднесрочную» (квартал, год) перспективу
  2. Распределение ответственности «сверху-вниз». Руководство «рулит» сводными суммами, имея возможность при необходимости трассировать эти суммы до каждого договора и ожидаемого платежа.
  3. Контроль и управление основными бизнес-процессами
     — заключение новых договоров
    — своевременное отражение в учете фактических поступлений
    — переносы сроков платежей
    — прочие операции, например, изменение сумм договоров (обычно оформляется
    доп. соглашениями), списание задолженности, зачеты и прочее

Для достижения указанных целей работа может быть организована следующим образом

Выстраивание «учетной технологии».

Как мы уже обсуждали, планирование и, тем более, управление плановыми поступлениями редко «встраивается» в учетную систему. Бухгалтерия, справедливо, не считает такие задачи своей «зоной ответственности» и эти вопросы часто «выпадают» из функционала корпоративных информационных систем. Вряд ли стоит «строить параллельный проект» — логичнее внедрить «специализированный блок», тесно интегрированный в существующие учетные процессы.

Попробуем «очертить контуры» такого блока.

  • Нулевой цикл
    Успех учетного проекта во многом (по грубым оценкам на 80-90%) зависит от результатов и качества «предварительной подготовки».
    Сложно описать все процедуры этого этапа (тем более, что многое зависит от конкретики проекта), но особое внимание стоит уделить следующему
    => Базовые справочники и аналитики
    Необходимо внедрить «сквозную кодировку» справочников, как минимум
    Организационная структура – центры финансовой ответственности (ЦФО)
    Покупатели – единый справочник контрагентов (покупатель может иметь
    несколько юридических лиц)
    Договора – сквозная нумерация договоров с «формализованными атрибутам»
    номер, значимые даты, статусы, команда договора, сумма и тдКонечно, в реальном проекте «всплывут» еще много справочников и
    аналитик – проанализировать их и «привести в порядок» задача
    предварительного обследования.
    => Примерная архитектура «первичных данных»

    Следует подчеркнуть, что вводится дополнительное понятие- план событий.

Общая схема

В ЦФО (доходное подразделение) выделяются ответственные, ведущие текущую работу по каждому договору. В задачу такого ответственного входит ежедневная актуализация плана событий.
Примечание: В связи с тем, что контроль множества проектов и одновременная работа в информационной системе десятков (до сотен) ответственных является сложной организационной задачей, в ряде проектов работа организуется в режиме «Таня-Лена». В подразделение назначается администратор (Лена или Таня), задачей которого является неформализованное общение со всеми ответственными (обычно по телефону или email) и актуализация полученной информации в информационной системе.  
Ежедневно вечером (в ряде проектов – несколько раз в день) фиксируется план событий. Сравнивая состояния «на сегодня» и «на вчера» выделяются процессы, зафиксированные за день, в тч
=> «Новые договора» — ожидаемые поступления, заведенные за
отчетный день
=> «Отметка факт» — исполненные события.
Следует отметить, что отметки об исполнении во многом дублируют
функции учетной системы – «выписка банка». В идеале разноска
банковской выписки должна интегрироваться с отметкой о
фактическом поступлении денежных средств.
Однако, подобная интеграция трудно реализуема. В реальных
проектах часто приходится идти на различные компромиссы
— сравнение «контрольных сумм» — по отметкам плана событий
и выписки банка
— автоматический подбор соответствия поступлений банка
и ожиданий по плану событий по датам, суммам и тп
При серьезной проработке алгоритмов автоматически можно
распознать до 70-80% поступлений по выписке банка
=> «Переносы» — по договоренности с контрагентом дата ожидаемого
поступления может быть перенесена (чаще «на будущее», но иногда
«из будущего на текущий период»
=> «Изменение сумм» — согласованное увеличение (уменьшение)
ожидаемых поступлений. Как правило, оформляется соглашением
к договору
=> «Прочее» — в тч зачеты, списание безнадежной задолженности и тп
Соответствующий сводный отчет об изменениях (с детализацией до номера договора) автоматически рассылается по электронной почте руководителям каждого подразделения.

Финансовая служба осуществляет функции контроллинга, в тч
=> выделяя «просрочку» — неотмеченные события, срок по которым
наступил. Рекомендуется реализовать автоматическую рассылку
таких событий по ответственным
=> контроль «логической целостности» — например, сравнение отмеченных
поступлений с выпиской банка, проверка отметок «будущей датой»,
сопоставление суммы всех событий с общей суммой договора
При необходимости «тонкие моменты» уточняются у ответственного
и фиксируются в информационной системе.
=> рекомендуется перед еженедельной планеркой автоматически делать
рассылку ожидаемых текущих поступлений (на ближайшую неделю,
месяц) с просьбой подтвердить или изменить ожидания.

На «еженедельной планерке» руководителей подразделений и высшего руководства обсуждаются следующие темы
=> Разбор и подтверждение ожидаемых сумм (понедельно, помесячно)
в разрезе по каждому виду деятельности. При необходимости
с расшифровкой до конкретного договора и события
=> Выделение «ключевых договоров», требующих особого внимания
на контроле руководителей подразделения
=> Оценка ожидания исполнения бюджетов, квот
=> Материалы текущего бизнес-планирования

Подобная организация работы позволяет в «оперативном режиме» решать текущие вопросы, подготавливая материал для эффективного проведения еженедельных планерок руководителей.

Метки: Кассовое планированиеМониторингУправленческий учет
Предыдущий

Не наш клиент

Следующий

7 маргинальных правил управленческого моделирования, часть 1

Похожие Статьи

Организационная структура: ключ к эффективному управлению
Организационная структура

Организационная структура: ключ к эффективному управлению

05.08.2024
Как разработать эффективную структуру компании
Организационная структура

Как разработать эффективную структуру компании

10.03.2023
Организационная структура предприятия: виды и схемы
Организационная структура

Организационная структура предприятия: виды и схемы

20.12.2022
Следующий
7 маргинальных правил управленческого моделирования 1

7 маргинальных правил управленческого моделирования, часть 1

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!