Содержание
Что такое KPI в продажах? КPI — это ключевые показатели эффективности, которые помогают понять, движется компания вперед или стоит на месте. Существует несколько десятков таких индикаторов, но какие из них надо отслеживать? Мы расскажем, как составить набор KPI для своего бизнеса.
Как подбирать KPI
Универсального набора ключевых показателей эффективности нет: в каждой компании нужно мониторить свои показатели. Мы нашли правила, которые позволят самостоятельно разработать систему KPI для менеджеров по продажам.
1. Начинайте с большего.
Определите главную цель компании в текущей ситуации. Это может быть определенный уровень дохода или роста, количество новых и вернувшихся клиентов и так далее. Как правило, компании имеют одну основную цель и одну-две задачи, помогающие в ее достижении.
Пример:
● основная цель: увеличить годовой доход до 3 млн.рублей;
● вторичная/поддерживающая цель: расти на 5% каждый месяц.
2. Конкретизируйте.
Выясните, какие именно показатели помогут компании в достижении общих целей. Возьмите большую цель, допустим, общую сумму продаж за месяц, и раздробите ее на средний размер сделки. Затем рассмотрите этот показатель в контексте других, связанных с ним. Например, узнайте, сколько длится средний цикл продаж и какова себестоимость продаж.
Пример:
● цель: сумма продаж в январе — 1,5 млн. рублей;
● средняя сумма сделки — 250 000 рублей;
● нужно сделок в январе: 6.
3. Делайте акцент на действии.
Определите, что должна сделать ваша команда, чтобы достичь этих показателей:
Пример:
● сколько сделок нужно для достижения цели;
● исходя из этого числа, сколько лидов должно быть в воронке продаж;
● сколько звонков/писем/встреч необходимо совершить менеджерам,
чтобы получить столько лидов.
Такой подход мотивирует менеджеров, а руководству помогает понять, на какие действия менеджеров нужно обратить внимание. Например, можно, изменить план по обзвону холодной базы.
Что можно отслеживать
Используя эти общие правила, вы сможете определить нужные показатели KPI для менеджера. Помимо количества совершенных сделок и сгенерированных лидов отслеживать можно еще не один десяток показателей. Мы собрали для вас наиболее полный список возможных KPI для руководителей отделов продаж и их менеджеров.
Показатели, связанные с действиями менеджера
Эти KPI продемонстрируют, насколько активно и результативно работает каждый сотрудник в отделе:
- число звонков/встреч/КП/презентаций и других активностей менеджера;
- количество активностей каждого менеджера в сравнении с числом закрытых им сделок;
- среднее количество действий, совершенных для закрытия лида;
- время отклика (как быстро менеджеры связываются с лидами);
- соотношение выигранных и проигранных сделок у каждого менеджера;
- прибыль, принесенная компании менеджером.
Качество работы с клиентами
- количество горячих клиентов, готовых к покупке (SQL);
- конверсия заинтересованных теплых клиентов (MQL) в горячих;
- количество повторных сделок.
Итоговые показатели
- средний цикл продаж;
- дебиторская задолженность;
- ROI (окупаемость инвестиций);
- коэффициент соотношения выручки от продаж к доходу;
- средний чек.
Целевые показатели
Эти KPI помогут понять, насколько продуктивен был отдел продаж в течение месяца или другого значительного отрезка времени:
- рост продаж относительно цели;
- стоимость закрытых сделок в этом месяце в сравнении с целью;
- количество закрытых сделок в сравнении с целью.
KPI на примере отдела продаж
Евгений Тесленко, исполнительный директор компании SalesapCRM рассказал, что отслеживает как минимум 5 важных KPI:
- общая сумма закрытых сделок всего отдела продаж;
- средний чек сделки;
- количество звонков в день;
- количество высланных КП в день;
- текущая конверсия из этапа в этап.
Евгений Тесленко, исполнительный директор компании SalesapCRM:
— Особенно нужно отметить пару нюансов. Например, второй KPI — средний чек сделки — очень важен, потому что можно закрыть конверсию в 10%, но при этом продать по чупа-чупсу, или закрыть 5% или 1% и продавать Мерседесы. Особенно он важен, если в компании есть апселлы (продажа более дорогого продукта, чем изначально хотел клиент), даунселлы (предложение более дешевого продукта, чем тот, что просматривал клиент), скидки и тому подобное. Средний чек помогает понять, какой из менеджеров работает только со скидками, а кто действительно борется за каждый рубль.
И пара слов о мониторинге конверсии в воронке продаж. Берется 3-4 этапа, например, это может быть конверсия из лида в сделку, из сделки в отсылку КП, из КП в счет и из счета в оплату. И пару раз в неделю рассчитываете, как много клиентов переходят с одного шага на другой. Это помогает вовремя заметить, если отдел продаж начал буксовать.
Автор: Л. Аброськина
Источник: материалы сайта salesap.ru