Содержание
Стратегия диверсификации — корпоративная стратегия, описывающая процесс выхода организации на новый рынок за счет создания или приобретения соответствующей бизнес-единицы.
Диверсификация в широком смысле, означает многоотраслевой характер производства (лат. diversificatio — изменение, разнообразие; англ. diversification — разнообразие, разностороннее развитие).
Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих [Ansoff].
Содержание стратегии диверсификации
Содержание стратегии диверсификации основывается на следующих задачах:
1. Выбор и анализ новых для компании отраслей. Менеджмент должен определить, какие рынки являются потенциально перспективными и привлекательными для входа, какие возможности и ресурсы на них можно получить, как это скажется на общей прибыльности компании.
2. Поиск возможностей для выгодного сочетания блоков цепочек ценностей различных бизнес-единиц. Менеджмент должен искать возможности для использования и перераспределения ресурсов между СЕБ с целью повышения их операционной и стратегической эффективности. Например, использовать сильный рыночный бренд одного бизнеса для продвижения другого.
3. Распределение инвестиций и финансовых возможностей между СЕБ. Менеджмент должен определить наиболее перспективные бизнес-единицы, соотнести их возможности с перспективами рынка и на основе этого расставить приоритеты, по которым будет распределяться прибыль.
4. Реализация действий для повышения стоимости компании за счет существующих бизнес-единиц. Менеджмент должен строго оценивать существующие условия среды и возможности имеющихся компаний, отказываться от неэффективных направлений, укреплять позиции перспективных продуктов путем развития внутренних ресурсов и приобретения вспомогательных бизнесов.
Основные мотивы диверсификации
- Уменьшение рисков распределения капитала — распределение средств между несколькими предприятиями позволяет снизить вероятность их потери.
- Получение доступа к новым технологиям и ресурсам — выход на новые рынки позволяет самостоятельно создавать продукты, которые будут полезны для других бизнес-направлений компании.
- Выгоды от совместной деятельности функционала СЕБ — бизнес-единицы могут иметь схожие блоки в цепочках создания ценности, что можно использовать для оптимизации производства и сокращения издержек.
- Реакция на рыночные возможности и угрозы — распределение имеющихся финансовых ресурсов в различных отраслях позволяет минимизировать последствия от кризисов и отраслевой нестабильности.
Основные пути диверсификации
Приобретение существующих СЕБ — наиболее затратный и наиболее быстрый способ, позволяющий получить готовый и функционирующий бизнес без дополнительных усилий на преодоление отраслевых барьеров.
Создание СЕБ на основе внутренних возможностей — определение внутренних ресурсов на создание бизнес-единицы «с нуля». Обычно применяется тогда, когда в компании достаточно средств и компетенций для преодоления рыночных барьеров в выбранной для функционирования отрасли. Также свойственно для компаний, которые уже обладают ценными для выбранной отрасли ресурсами.
Создание совместных предприятий (joint venture) — используется (1) в сложных и высокотехнологичных отраслях, требующих значительно больше ресурсов, чем имеется у компании; (2) в слабо изученных отраслях с высокой степенью риска и неопределенности; (3) в ситуациях когда диверсификация предполагает операционную деятельность в другой стране.
Виды стратегии диверсификации
По своей природе диверсификация может быть связанной (related) и несвязанной (unrelated).
Связанная диверсификация предполагает выход на новый рынок путем формирования бизнес-единицы, в которой элементы цепочки ценности будут схожи с теми, которые уже существуют в портфеле корпорации.
Несвязанная диверсификация предполагает выход на новый рынок путем получения бизнес-единицы, не имеющей соответствий в составе цепочки ценности с текущими направлениями корпорации, но обладающей потенциалом для повышения прибыльности всей компании.
Источник: материалы сайта plancraft.ru