Содержание
После разработки организационной концепции компании, можно переходить к следующему этапу работы: идентификации отдельных процессов.
Главное назначение организационной структуры – обслуживание процессов компании
1 Организационная структура группирует однородные компетенции, необходимые для выполнения процессов.
* Ответьте на вопрос: «Правильным ли образом ваша структура группирует компетенции, которые нужны для организации и выполнения процессов?
Процессы, как правило, указывают какие конкретно компетенции должны существовать в компании, для выполнения тех или иных действий. При появлении новых процессов появляются новые компетенции и новые центры ответственности. Например, при появлении в организации нового процесса «Исследование рынка», появляется необходимость в новых компетенциях.
2 Организационная структура обеспечивает беспрепятственное взаимодействие исполнителей входе процессов.
Например, разработка новых продуктов требует очень хорошего взаимодействия большого числа подразделений компании – отдел продаж, маркетинг, отдел дизайна и пр.
3 Организационная структура обеспечивает распределение отвественности за выполнение процессов.
* Проверьте: закреплена ли в вашей компании ответственность за выполнение каждого конкретного процесса?
4 Организационная структура обеспечивает распределение ресурсов, необходимых для выполнения процессов.
Сопоставив процессы с существующей структурой, чаще всего мыпридем к пониманию, что именно нужно дополнить, усовершенствовать или изменить, как перераспределить ответственность и полномочия.
Это один из самых важных результатов, который мы получаем, на ранних этапах внедрения процессного подхода, позволяющий улучшить управляемость компании.
Идентификация процессов
Идентифицируя процессы, вы можете прийти к уточнению оргструктуры, а потом опять вернуться к идентификации. Каждый из процессов на своем уровне идентифицируется по следующим параметрам:
- Название процесса;
- Краткое описание процесса;
- Цель процесса;
- Владелец процесса;
- Ресурсы процесса (входы);
- Поставщики процесса;
- Результаты процесса (выходы);
- Клиенты процесса;
- Показатели процесса;
- Исполнители процесса;
Итоговую информацию вы можете оформить в виде таблиц и схем.
Практический совет:
Проводите идентификацию процессов вместе с исполнителями, если вы заботитесь о развитии компании. Сотрудники начинают понимать, из чего именно состоит их деятельность, кто является клиентом, как оценивается их работа. Возрастает мотивация, а также это имеет обучающий и воспитательный эффект.
На этом этапе, при наличии полной карты процессов и проведенной идентификации, можно наглядно увидеть, из каких основных процессов состоит деятельность вашей компании.
Пример идентификации процесса второго уровня
Показатели процессов
Существует несколько видов показателей, которые характеризуют процесс с разных позиций:
- Результативность;
- Эффективность;
- Производительность;
- Качество;
- Активность исполнителей;
- Затраты ресурсов;
- Прибыль.
Результативность процессов
Результативность можно измерять по следующим показателям:
- Число обратившихся клиентов;
- Объем продаж;
- Количество сделок;
- Объем выпуска;
- Срок доставки.
Эффективность процессов
Это показатель того, какой ценой достигнут результат. В качестве критериев оценки эффективности можно использовать такие показатели, как:
- Стоимость привлечения клиента
- Конверсия продаж
- Средний чек
- Себестоимость продукции
- Стоимость доставки
Производительность
Производительность – это интегрированный показатель конкурентоспособности компании. Наиболее конкурентоспособные компании имеют самые высокие показатели производительности.
Возможные критерии для оценки производительности:
- Объем продаж на одного сотрудника;
- Число обслуживаемых клиентов на сотрудника;
- Объем выпуска на сотрудника;
- Выручка на сотрудника;
- Прибыль на сотрудника.
Качество
Существуют разные подходы для расчета этого показателя, вкаждом отдельном случае этот показатель будет считаться по-разному:
- Удовлетворенность клиента;
- Количество жалоб;
- Доля брака;
- Затраты на устранение брака;
- Число ошибок, неисправностей.
Промежуточные итоги
На этом этапе работы по внедрению процессного подхода, можно подвести промежуточные итоги:
- Вы идентифицировали стратегию компании;
- Сформулировали организационную концепцию;
- На основе организационной концепции — уточнили организационную структуру компании и внесли в нее необходимые дополнения и изменения;
- Идентифицировали все процессы 2 или 3 уровня:
- определили процессы;
- определили взаимосвязи процессов;
- определили критерии измерения этих процессов.
Сколько времени потребуется для достижения таких результатов?
На практике, согласованная и хорошо мотивированная управленческая команда, настроенная на достижение результата может сделать эту работу за 2 месяца.
В случае, если вам необходимо сначала идентифицировать стратегию компании, а управленческая команда не достаточно согласована и мотивирована, вам может потребоваться 3-4 месяца.
Авторы: Марина Ступакова, Ольга Андреева