С прибылью связаны три важные идеи:
- Прибыль – это не деньги.
- Прибыль это не цель бизнеса, а критерий его эффективности.
- Для управления эффективностью важно правильно измерять прибыль.
Этому посвящен очередной бизнес-урок.
Рассматривая финансовую проекцию управления, мы сфокусируем внимание на прибыли, как наиболее важном показателе деятельности компании. Он важен прежде всего потому, что комплексно отражает эффективность всех процессов компании. Прибыль — это не показатель заработанных денег. Это именно показатель эффективности в денежных единицах измерения. Если у компании есть прибыль, то это не означает, что у нее есть деньги на счетах. Но прибыль является необходимым условием генерирования денежного потока, достаточного для развития компании и удовлетворения ожиданий акционеров. Нет прибыли – не будет и денег.
На мой вопрос собственникам бизнеса о том, что является целью их компаний, я часто получаю ответ: «Прибыль». Ответ неверный по двум причинам. Во-первых, говоря о прибыли, они думают о деньгах, не понимая, что прибыль – это не деньги, а только одно из условий получения денег. Во-вторых, прибыль – это результат всей деятельности компании. Для того, чтобы была прибыль, эта деятельность должна быть определенным образом организована. Невозможно добиваться прибыли, не занимаясь целевым рынком, клиентами, продуктами, организацией процессов, развитием сотрудников, не имея эффективной модели бизнеса, стратегии развития компании. Когда руководитель компании говорит, что его цель прибыль, это значит, что он не имеет ни бизнес-модели, ни стратегии, ни ясного понимания, как именно образуется прибыль. Другими словами, он ничем не управляет. Ведь суть стратегии компании состоит не в том, чтобы хотеть прибыли, а в том, чтобы организовать ее прибыльную деятельность. Прибыль – это счет в матче под названием «бизнес». Компания успешно ведет эту игру, если ее прибыль превышает прибыль конкурентов.
Однако проблема состоит в том, что большинство компаний не имеют правильного представления о своей прибыли и условиях ее формирования. Не имея корректно рассчитанного показателя прибыли, руководители таких компаний не знают истинной эффективности своей организации и факторов, от которых она зависит. Не умея измерять эффективность, невозможно управлять этим показателем, то есть ставить реальные цели, контролировать текущее состояние, оценивать результаты мероприятий, направленных на повышение эффективности. Это все равно, что участвовать в игре, в которой счет устанавливается произвольно, случайным образом. В такой игре мы никогда не поймем выигрываем мы или проигрываем. В этой ситуации находится большинство российских компаний, не имеющих адекватного управленческого учета. И это серьезное препятствие для обеспечения управляемости компании.
Поэтому первое, что необходимо сделать — это настроить систему измерения, систему учета, чтобы вы понимали, выигрываете ли вы или проигрываете; где именно вы выигрываете, и где именно вы теряете. Это исключительно важно, знать счет в игре, чтобы осознанно управлять всеми аспектами бизнеса.
Чтобы создать систему управления компанией на основе целей и показателей, воспользуйтесь «дорожной картой», которую дает электронный учебный курс «Целевое управление. Как сделать компанию управляемой и эффективной»